Программа православного семинара для зависимых

Одной из самых эффективных программ выздоровления от наркотической или алкогольной зависимости является программа «12 шагов», доказавшая свою эффективность во многих странах мира уже почти в течение 80 лет. 


Сегодня только в Москве в рамках этой программы, в условиях профессиональных реабилитационных центров или групп самопомощи «Анонимные Наркоманы» и «Анонимные Алкоголики», выздоравливают тысячи человек, а в России их число на порядок больше. Эти программы работают на территории России уже более 30 лет, продолжают развиваться и признаны медицинским сообществом как эффективное средство социальной и психологической реабилитации зависимых от алкоголя и наркотиков людей.

Программа «12 шагов» построена на последовательных этапах изменения жизни зависимого человека, кардинально отличающихся от того, что он делал в процессе активной зависимости. Это программа практического покаяния, состоящая из следующих действий:

  1. Признание личного бессилия перед зависимостью и неуправляемости в этих условиях своей жизни.
  2. Признание наличия помощи от других выздоравливающих людей и выстраивание системы поддержки.
  3. Обращение к Богу за помощью в покаянном изменении греховной жизни.
  4. Практическое претворение в жизнь более праведного способа жить: возмещение нанесенного ущерба, выстраивание добрых отношений с окружающими и помощь другим людям в преодолении зависимости.

Результатом этого изменения жизни становится обретение устойчивой осознанной трезвости.

Программа заявляет себя не религиозной в том смысле, что не заменяет собой Церковь, предлагающей определенное вероучение, таинства и обряды. В то же время программа в значительной мере стимулирует поиск Бога, и, если человек честно ищет, он приходит к Нему. Для православного христианина, не воцерковленного в силу разных причин, или отшедшего от Церкви вследствие греха пьянства или употребления наркотиков и связанного с этим греховного способа жить, программа «12 шагов» может стать «дорогой к храму», способствуя возвращению человека к вере и Церкви. Нередко так практически и случается - многие выздоравливающие от алкоголизма и наркозависимости в этой программе лица воцерковляются и находят прочное основание обретенной трезвости, сочетая духовное окормление в Церкви и практическую помощь в поддержании трезвости в сообществах «Анонимные Наркоманы» или «Анонимные Алкоголики». Но так случается не всегда в силу, как мы думаем, следующих причин:

  1. Обретение трезвости в программе для многих оказывается достижением искомого: жизнь налаживается и первичный духовный голод частично насыщается. Тогда суета обыденной жизни затягивает человека и уводит его от поиска Бога, что нередко заканчивается, к сожалению, срывом на нескольких годах обретенной с таким трудом трезвости.
  2. Общее расцерковление общества предлагает ищущему Бога человеку множество суррогатов иной «духовности», от доморощенных «бог у меня в душе» до нехристианских верований, что является, безусловно, действием диавольских сил. Это сильно удерживает человека от прихода в Церковь.
  3. Представления о Церкви зачастую значительно искажены и сводятся к вполне магическому использованию церковных таинств и самой церковной жизни: «для лучшего выздоровления», «чтобы Бог помогал мне в том, что мне нужно (т.е. что я хочу)», к ритуалам или отвержению Церкви: «там меня не поймут».
  4. Церковь, к сожалению, зачастую не находит общего языка с уже выздоравливающим наркоманом или алкоголиком. Предлагая отказаться от всего того, что уже принесло в жизнь выздоравливающего человека добро и благополучие в выздоровлении, отвергая внецерковные пути – но не антицерковные! – Церковь теряет тех людей, которые искренне пытались продолжить свой духовный путь в лоне Церкви.

Русская Православная Церковь уже много раз обращалась к этой проблеме. Известна резолюция Митрополита Смоленского и Калининградского, ныне Святейшего Патриарха Кирилла о развитии сотрудничества между Русской Православной Церковью и Содружеством Анонимных Алкоголиков и готовности Церкви оказывать пастырскую и духовно-нравственную помощь членам групп «Анонимные Алкоголики» (10.07.2000г). Благословлено создание групп «Анонимные Алкоголики» и «Анонимные Наркоманы» при храмах Московской епархии; многолетний опыт их работы показывает перспективы взаимодействия этих групп с духовенством. Такой опыт есть и в храме Живоначальной Троицы в ДГКБ св. Владимира. Процесс воцерковления посетителей этих групп, несомненно, усиливается. При Свято-Даниловом монастыре много лет работает православная программа «Метанойя», использующая принципы программы «12 шагов». Написаны и изданы книги о взаимодействии Церкви и 12-шаговых программ, из них можно упомянуть сборник статей «Страсть, грех или болезнь», изданную изд-вом «Даниловский благовестник» (2009 г.).

Продолжением этой работы и предлагается организация семинара для помощи в воцерковлении и катехизации выздоравливающих в программе «12 шагов» наркоманов и алкоголиков, имеющий целью соединить между собой духовный поиск этих людей и пастырское попечение Церкви об ищущих Бога и праведной жизни людях.

Особенностью этого семинара, в отличие от других программ катехизации в Церкви, является целевая группа семинара. В нем нужно будет не столько обучить, сколько направить поиск; не столько сообщить информацию, сколько способствовать встрече человека с Богом Живым в Церкви. Поэтому диалог и активное участие слушателей является залогом успеха этого семинара.

 

Приблизительная программа семинара

Знакомство, обозначение целей и взаимных интересов.

  1. «Отче наш», «Царю небесный» и представления о Боге участников: узнавание совпадения интуитивных представлений о Боге с вероучением Церкви.
  2. Писание и Предание. Источники знаний о Боге. Знание о Нем объективно, насколько это соответствует тому, что вы знаете? Откуда к вам пришло это знание?
  3. Символ веры. Понятие о Троице. К Кому я обращаюсь, произнося слово «Бог»?
  4. Евангельская история: Христос тогда и ныне тот же. Кто Христос для меня?
  5. Язык Церкви. Читаем по церковно-славянски. Молитвослов, примеры из утреннего и вечернего правила.
  6. Церковное пение. Как душа открывается Богу в пении.
  7. Храм и церковный обиход. Зачем люди приходят в храм?
  8. Притчи о Страшном Суде.
  9. Богослужебный круг, церковная молитва. Пение
  10. Таинство Евхаристии. Читаем и понимаем отрывки из текста Литургии.
  11. Притча о мытаре и фарисее.
  12. Особенности келейного молитвенного правила. «Непрестанно молитесь» - как это?
  13. Продолжение изучения утреннего и вечернего правила, читаем по-славянски.
  14. О сокровенном духовном опыте и общей молитве. Личные отношения и Богом. «Кому Церковь не Мать, тому Бог не Отец» - что это значит для меня.
  15. Притча о доме, построенном на камне, о зерне, о жемчужине.
  16. Псалтирь. Поем и слушаем псалмы. 50 псалом. О покаянии.
  17. Богородица и Матерь Света. Поем Богородице: «Царице моя преблагая…», «Под Твою милость…».
  18. Шестоднев. Наука и вера.
  19. Притча о талантах.
  20. Вечерня. Смысл ее, читаем и понимаем молитвы. Поем «Свете тихий…».
  21. Притча о потерянной овце, о блудном сыне.
  22. Крещение и Покаяние.

Приведенная программа довольно ориентировочна – возможно расширение одних и перенос других вопросов, если это будет представлять особый интерес для слушателей. Принцип диалога со слушателями предполагает не только предложение указанного материала со стороны ведущих, но также и инициативу вопросов и размышлений со стороны участников семинара.

 

Прот. Павел Дорофеев
Е.А.Савина