Десять советов Януша Корчака родителям

В довоенной Европе Януш Корчак был известнейшим детским педагогом, преданным своему благородному делу воспитания и спасения беспризорных детей.

Януш Корчак погиб с детьми в газовой камере в концентрационном лагере Треблинка. Сам он мог избежать смерти, ему предлагали:  вы можете покинуть вагон. Он же ответил: Ошибаетесь. Не могу. Не все люди — мерзавцы.

По дороге к смерти Корчак держал на руках двух самых маленьких деток и рассказывал сказку ничего не подозревающим малышам.

 

  1. Не жди, что твой ребёнок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

  2. Не требуй от ребёнка платы за всё, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, он отблагодарит тебя позже - когда настанет время. Он даст жизнь другому, тот - третьему, и это необратимый закон благодарности.

  3. Не вымещай на ребёнке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и пожнешь.

  4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше.

  5. Не унижай!

  6. Не забывай, что самые важные встречи человека - это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них - мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребёнке.

  7. Не мучай себя, если не можешь сделать что-то для своего ребёнка. Мучай, если можешь - но не делаешь. Помни, для ребёнка сделано мало, если не сделано всё.

  8. Ребёнок - это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нём творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не "наш" или "свой" ребёнок, но душа, данная вам на хранение.

  9. Умей любить и чужого ребёнка. Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.
    Не поступай с другими так, как не не хотел бы, чтобы поступали с тобой.

  10. Люби своего ребёнка любым - неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним - радуйся, потому что ребёнок - это праздник, который пока с тобой.

 

Десять шагов навстречу

  1. Не лгите детям. Ложь уродлива. Мы обманываем ребёнка, исходя из соображений сиюминутного комфорта, а штраф, который мы заплатим, гораздо больше и неприятнее. Чаще всего мы платим утратой доверия ребёнка, в худшем случае – тем, что у него создается разрозненная, противоречивая картина мира вместо непротиворечивой и целостной. В мире, где слова родителей не соответствуют действительности, ребёнку крайне трудно жить.

  2. Если не знаете, что ответить ребёнку, помолчите и подумайте. Помогите себе: возьмите тайм-аут. Ничего страшного в словах «я отвечу тебе завтра», нет. Время, которое вы выиграли, потратьте на то, чтобы сформулировать для себя причины своего страха. Чего боитесь? Почему не можете чего-то сказать? Скорее всего, вы придете к тому, что боитесь не за ребёнка, а за себя, боитесь, что правда может разрушить вас самих. Дети могут воспринять любую правду, если её нормально воспринимает взрослый, который ребёнку ее преподносит. Сначала справьтесь сами с собой, затем говорите с ребёнком. Только не лгите!

  3. Знайте: забывчивость – это тоже разновидность обмана. Пообещали – и забыли. И ребёнок забыл. Потом ребёнок вспомнил. И обиделся постфактум. Нехорошо. Если обещаете – выполняйте. Если у вас плохая память – записывайте. Если вспомнили, что забыли, – поговорите об этом с ребёнком. Скажите, что вспомнили и что обязательно выполните обещанное. Это укрепляет доверие ребёнка к миру, учит его быть обязательным, дает ему понять, что вы его уважаете.
  4. Никогда не имитируйте общение, интерес, участие. Не говорите: «Ах, как здорово ты нарисовал», глядя при этом в телевизор. Либо оторвитесь от сериала, либо честно (!) скажите: «Прости, дорогой. Я сейчас занят и как следует не могу поглядеть. Я чуть позже закончу и посмотрю хорошенько, что ты нарисовал». Опять же – не обманывайте: когда закончите – обязательно посмотрите.

  5. Не делайте своему ребёнку лишних подарков, откупаясь за то, что уделяете ему мало времени. За свое отсутствие «платите» присутствием: идите вместе куда хотите, дарите ребёнку свое время, а не деньги. Способ откупаться подарками за то, что «не долюбили» ребёнка, – предшественник товарно-денежных отношений в любви. А если хотите, чтобы малыш достойно вел себя в магазине, своевременно расскажите ему, что такое деньги и откуда они берутся.

  6. Если не правы, искренне просите у ребёнка прощения. Взрослые заблуждаются, когда считают, что они непогрешимы и всегда правы. Помните: любой диктат творит зло.

  7. При любой возможности позволяйте ребёнку выбирать: еду, одежду, игрушки в магазине. Так он получает представление о том, что имеет право на собственное мнение, и это мнение учитывается.

  8. Отказ принимайте всерьёз. Если вы считаете, что ребёнок имеет право сказать «нет» в конкретной ситуации, – соглашайтесь. «Ты хочешь поехать на выходные к бабушке?» – «Нет». Значит, не везите его к бабушке. Иначе не стоило и спрашивать.

  9. Не конкурируйте за любовь второго родителя. Всячески поддерживайте в ребёнке уважение к нему. Не спрашивайте: «Кого ты больше любишь?» Ребёнок не должен чувствовать себя виноватым из-за того, что в данный момент предпочел кого-то из родителей, иначе вы укрепляете его в мысли, что родителей можно сравнивать и назначать «лучшего» или «худшего». В идеале, каждый родитель должен быть незаменимым и единственным.

  10. Хвалите детей! Отмечайте их хорошие поступки, их успехи в каком-либо виде деятельности. Но не говорите: «Ты самый лучший изо всех!» - чтобы не возгордились. Говорите ему: «Ты самый лучший для нас!»