Можно ли кодироваться от алкоголя?

Протоиерей Федор БОРОДИН, настоятель храма Космы и Дамиана на Маросейке (Москва)

- Можно ли сделать кодирование от алкоголя, если другие средства не помогают?

о. Федор: - Здесь надо разбираться, потому что под словом «кодирование» подразумевается много разных практик. Есть такие, которые совершенно неприемлемы для православного христианина - это практики, связанные с оккультизмом, с попыткой воздействия на душу человека, с гипнозом, т. е. с такими средствами, которые в древности назывались колдовством. В древних канонах, апостольских правилах это было сформулировано так: «за поход к ворожее» человек на 3 года отлучался от Причастия.

Кодированием называют и то, что воздействует на тело - укол или зашивание ампулы. Человек знает, что если он употребит хоть немного спиртного, то ему станет невыносимо плохо. Я думаю, что в этом нет ничего плохого, потому что алкоголизм - это проблема, которая поражает дух, душу и тело. У любого из нас есть природный алкоголь в крови, который отвечает за функционирование в том числе и радостных эмоций в человеке. Когда организм видит, что ему не надо тратить силы на выработку этого эндогенного алкоголя, потому что есть внешний источник, он перестает его вырабатывать. Механизм выработки совсем небольшого, но необходимого количества алкоголя ломается. И никто не знает, как его восстановить. Человек становится зависимым от внешнего источника алкоголя. Если он борется с этим, ему очень тяжело. Зависимые от алкоголя люди искренне хотят преодолеть зависимость, понимают, что смертельно больны, полны решимости никогда не употреблять алкоголь. Но проходит какое-то время, организм начинает требовать, и человек становится совсем другим. Апостол Павел сказал: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною». Страсть винопития настолько владеет человеком, что он теряет силу воли. Зная, что его выгонят с работы, что разрушится семья, что из запоя можно и не вернуться, он продолжает пить. Человек не может с этим справиться. И если есть хоть какая-то внешняя подпорка, которая ему помогает, в данном случае зашитая ампула, то это хорошо. В критический момент, когда у человека своей воли не хватает, он не совершает этот грех благодаря внешнему ограничению.

Тот, кто попал в эту зависимость, нуждается в постоянной помощи Божией. Человек, который ищет у Господа помощи - регулярно исповедуется, причащается, молится и держится за церковную жизнь, значительно легче борется с алкогольной зависимостью. Как только прекращается помощь Божия, человек, который уязвим алкогольной или наркотической зависимостью, сразу проваливается в эту свою беду. Поэтому надо постоянно понуждать себя к церковной жизни, тогда будет значительно легче. А беда эта останется с человеком навсегда.

Около 10 лет назад я был на курсах повышения квалификации священнослужителей в Новоспасском монастыре. К нам в класс пришли два нарколога - профессор, доктор наук, и женщина в возрасте, тоже доктор наук. Она очень искренне и откровенно разговаривала с нами: «Я зависимый от алкоголя человек, который ушел в ремиссию. Вот уже 30 лет не пью». После выхода в ремиссию эта женщина решила работать в наркологическом центре и помогать другим зависимым людям. Мы спросили, почему она называет себя зависимой от алкоголя. Ответ был таким: «Я ни разу не пила за все 30 лет. Но когда я прохожу мимо витрины со спиртным, то помню всё на вкус, знаю действие каждого напитка. Во мне это всё откликается. Просто сейчас я держусь». Поэтому плен действительно остается. Есть замечательная воцерковленная программа реабилитации, основанная на системе «12 шагов», которая приводит человека к участию в таинствах. И хотя она изначально написана в протестантской среде, это покаянная система. Прежде всего человек должен понять, что он тяжко и неизлечимо болен, и только помощь извне (для нас это Божия помощь) может вырвать его из этой беды. Пьющий человек утверждает, что может в любой момент остановиться. Но это не так. Пока он не осознает, что болен, помочь ему невозможно. Кодирование будет очень хорошим подспорьем для того, чтобы человек не сорвался, когда его будет тянуть во тьму.

Источник: газета Православное обозрение «Радонеж» №3 (340) 2022 г.

 

Комментарий «Зебры»

Каждый день перед лицом священника проходят десятки людей, среди них есть и прихожане с проблемами зависимости. Поэтому мнение священника в этом вопросе  для нас очень важно.

Мы не применяем никаких кодировок. Это помогает только людям с плохой привычкой, и среди наших пациентов таких почти нет. Кодирование - средство достижения трезвости без внутренней переоценки, без изменения себя:  человек не пьёт, но ему живется несладко. Нам приятно, что отец Федор высоко оценил программу «12 шагов», по которой мы работаем.   Программа помогает человеку глубоко поработать над собой, своим внутренним миром, в некотором смысле найти самого себя. Тогда трезвость становится радостью.