Двенадцатишаговая программа: культ или эффективный метод выздоровления от зависимости?

Воат Алексей Александрович, кандидат философских наук, доцент кафедры теологии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, доцент кафедры государственного управления и молодёжной политики Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодёжи и туризма, ведущий специалист Центра религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского.

С любезного разрешения автора мы публикуем этот доклад. А в видеоматериалах можно посмотреть видеозапись доклада.

В настоящее время в России резко обострились проблемы, связанные со злоупотреблением алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами, активным увлечением азартными играми и другими формами нехимических зависимостей, а также поведенческих расстройств. По официальной статистике в России наркозависимых, состоящих на медицинском учёте, более 800 тыс. человек. Рынок наркопотребления составляет около 18 миллионов человек (регулярное и эпизодическое потребление), из которых активно употребляют более 3 млн. [1] Каждый месяц от наркомании в России умирает более 5000 человек. Алкоголизмом страдают около 2 миллионов человек, отравление спиртными напитками ежегодно в России влечет за собой приблизительно 40-50 тысяч смертельных случаев [2].

Известно множество тоталитарных сект, чьи лидеры, прикрываясь благонравными целями (например, помощью алко- и наркозависимым), ведут антиобщественную деятельность для собственного обогащения и неограниченной власти над своими последователями. Особую нишу среди них занимают псевдомедицинские секты, работающие с химически зависимыми больными, например организация «Нарконон», принадлежащая секте сайентологии [3], и псевдомедицинские реабилитационные центры неопятидесятников, среди которых широко известна организация «Центр Здоровой Молодежи». Эта проблема неоднократно поднималась и освещалась в СМИ [4].

Вопрос: «Можно ли квалифицировать группы взаимопомощи «А-сообществ», которые работают по программе «12 Шагов», как тоталитарные культы?» часто задают сами зависимые, их родственники, сотрудники медицинских, религиозных организаций и других социальных институтов, обращаясь к специалистам в области сектоведения. Для ответа на данный вопрос было исследовано более 450 различных групп в городах России, Германии, Венгрии, ОАЭ, Омана, Шри-Ланки, Словакии, Австрии, республики Беларусь, Таиланда, Греции, республики Кипр. А также проанализирована программа «12 Шагов» и «12 Традиций» А-сообществ.

Следует отметить, что в настоящее время в мире существует более 200 различных А-сообществ, которые представляют собой независимые друг от друга движения, состоящие из собраний групп взаимопомощи. Среди них широко известны: «Анонимные алкоголики», «Анонимные наркоманы», «Ал- Анон» (сообщество для родственников и друзей алкоголиков»), «Нар-Анон» (сообщество для родственников и друзей наркоманов), «Анонимные игроки», «Анонимные сексоголики», «Анонимные депрессивные», «Анонимные переедающие», «Анонимные должники» и другие.

Программа «12 Шагов» известна во многих странах мира, и ее инструменты применяются в самых разных структурах и институциях: в реабилитационных центрах и церковных общинах, терапевтических сообществах, тюрьмах, больницах. В основе метода выздоровления всех А- сообществ лежит 12 шагов «Анонимных алкоголиков». Различаются программы выздоровления в движениях только текстом первого шага в каждом конкретном сообществе (объектом зависимости, перед которым бессильны участники движения). Так, в сообществе «Анонимные наркоманы» в первом шаге указано на бессилие перед зависимостью, в «Анонимных алкоголиках» – перед алкоголем, в «Анонимных игроках» – азартными играми, в «Анонимных сексоголиках» – перед похотью, в «Анонимных переедающих» – перед одержимостью едой, в «Анонимных должниках» – перед долгами т. д.

Среди основных тезисов критиков А-сообществ, которые причисляют их к тоталитарным культам, следует указать следующие: гуруизм в лице основателя Анонимных Алкоголиков Билла Уиллсона, которого якобы почитают «святым» и кумиром, вера и поклонение некой «Высшей силе», иерархическая структура сообществ, подавление индивидуальности «волей Бога», закрытая и непроницаемая среда.

Задача данного исследования заключалась в подтверждении или опровержении наличия основных признаков тоталитарных культов и методов контролирования сознания в А-сообществах.

 

Рассмотрим первый признак тоталитарных сект: авторитарная организация, которая обеспечивает жесткость контроля и единообразие в структуре, с железной дисциплиной, жёсткая иерархичность с безоговорочным подчинением лидеру или организации [5].

В структуре любого А-сообщества главными ячейками являются независимые друг от друга группы, которые могут создавать независимые от них обслуживающие структуры. Главная и единственная цель любой группы — несение вести о выздоровлении тем зависимым, которые все еще страдают. Цель обслуживающих комитетов — помогать группам, которые входят сообщество, лучше «нести весть». Например, Комитет по рекламе и связям с общественностью представляет сообщество «Анонимные наркоманы» среди других социальных институтов: церквей или государственных социальных центров; Комитет «Больницы и учреждения» налаживает сотрудничество с медицинскими учреждениями и тюрьмами; Комитет «Моя домашняя аптека» договаривается о возможности размещения рекламного стенда с визитками сообщества в аптеках и т.д.

Форма проведения собраний, состав, пол, возраст, национальность участников отличает одну группу от другой. В настоящее время одно только сообщество «Анонимные алкоголики» (АА) насчитывает более 2,1 миллионов членов и свыше 100 тысяч групп примерно в 170 странах мира. Литература АА издается на 90 языках, тираж основной книги АА превышает миллион экземпляров в год (также доступна бесплатная электронная версия литературы в Интернете) [6].

Типология групп А-сообществ, в целом, одна и та же во всех странах. Традиционно принято делить собрания на открытые и закрытые, а также спикерские и дискуссионные (последние два могут быть как открытыми, так и закрытыми).

Открытые собрания – для всех людей, которые желают узнать что-либо о конкретной зависимости, проблемой которой занимаются в данном Сообществе, о выздоровлении от нее, о программе «12 Шагов» и т.п. Закрытые собрания – это собрания только для тех, кто признает себя зависимым от определенного объекта аддикции. Закрытые собрания существуют для обеспечения безопасной обстановки: так как каждая группа существует прежде всего для оказания помощи новичку, которому, зачастую сложно прийти к чужим людям и говорить о своих проблемах открыто, из-за страха; обстановка закрытого собрания помогает преодолеть этот страх, а также не отвлекаться от главной темы – болезни и выздоровления от нее.

Спикерские или соло-выступления – это собрания, на которых приглашённый член определенного Сообщества делится своим опытом выздоровления (прохождения шагов) перед остальными участниками. Также распространены спикерские собрания по изучению Шагов и Традиций, когда группа приглашает выздоравливающего зависимого поделиться опытом работы по тому или иному определенному Шагу или Традиции.

Дискуссионные встречи могут быть посвящены изучению Шагов и чтению программной литературы. Периодически группы любого рода проводят рабочие собрания, где решают организационные проблемы, а также выбирают новых кандидатов для осуществления того или иного служения на группе [7].

По составу участников группы делятся на общие и специализированные. Членами общих групп могут быть все, кто считает себя зависимым. Специализированные группы могут быть организованы по социальному признаку, например, группы для заключенных, для зависимых с двойным диагнозом (наличие также психического заболевания), группы только для женщин, только для мужчин и т.п. В последние годы особенно актуальны и развиваются онлайн собрания. Таким образом, приходится говорить о живых и интернет-группах. Интернет-группы дают поддержку тем, кто живет в отдаленных и малонаселенных местах, а также помогают сохранить связь с программой выздоровления в периоды болезни, командировок и отпусков [8].

Участником группы может быть каждый, кто признает, что у него есть определенная зависимость, которой занимается данное Сообщество. Этот принцип сформулирован в 3-й Традиции «Единственное условие для того, чтобы стать членом Сообщества, – это желание прекратить компульсивное употребление (например, играть в азартные игры, употреблять алкоголь, наркотики, остановить похоть и т.д.) Не только стать членом группы, но и организовать ее может любой зависимый. Для этого достаточно найти еще хотя бы одного человека с такой же формой аддиктивного поведения и желающего выздоравливать. Регистрация новых групп носит свободный и уведомительный характер. Никаких франшиз за членство в Сообществах группа не платит.

Место для проведения собрания обычно арендуется на деньги, собранные группой, хотя таким местом может быть любое, пригодное для этого помещение. Первая группа «Анонимных алкоголиков» состоялась в больнице, а ей предшествовало собрание на дому. В Москве примерно треть собраний проходит при православных храмах и монастырях, а также группы собираются при храмах других христианских конфессий. Две трети московских групп встречаются в помещениях наркологических структур и социальных учреждений.

Время проведения групп, как правило, вечернее, но существуют также утренние и дневные собрания. Длительность встречи варьируется от 60 до 90 минут. Количество участников от 2 до 50 человек (на определенные группы может собираться значительно больше участников). Иногда проводятся более крупные собрания, встречи, праздники и конвенции. У групп нет руководителя, но может быть секретарь или председатель. Однако он не осуществляет руководство, у него нет соответствующих полномочий. Ни одно решение не принимается без согласования с группой, и ее руководство осуществляется только коллективно.

Актив группы может включать в себя секретаря и (или) председателя, который организует рабочие собрания и следит за порядком в жизни группы, казначея, завхоза, представителя в региональном координирующем органе сообщества, а также ответственных за проведение собрания, литературу, чаепитие.

Основные принципы, которые объединяют группы в рамках каждого отдельного сообщества между собой, заключены в 12 Традициях (их текст аналогичен в каждом А-сообществе и повторяет Традиции «Анонимных алкоголиков»). В А-сообществах нет директората и полностью отсутствует какая бы то ни было иерархическая структура. Так, в соответствии с Традицией 7 9, «Сообществу никогда не следует обзаводиться жесткой системой управления». Высшей инстанцией по обслуживанию в сообществе «Анонимные Алкоголики» выступает «Конференция по общему обслуживанию АА», но даже она не обладает правом отдавать приказы. А в сообществе «Анонимные Наркоманы» аналогичной структурой является «Офис мирового обслуживания АН». Цель их работы заключается лишь в помощи и обслуживании других групп и всего Сообщества.

Отдельно следует рассмотреть источники финансирования в А-сообществах. В соответствии с 7-й традицией, «каждой группе следует быть на полном самообеспечении и отказываться от материальной помощи извне». Поэтому сбор средств сугубо добровольный и только от членов групп. Пожертвования от тех, кто не является членами сообщества (гостей), не принимаются. Обязательные и крупные пожертвования, десятины, а также сборы, не относящиеся к деятельности сообщества, не допускаются. В конце собрания по кругу пускается мешочек, шляпа или кружка, куда собираются пожертвования от участников. Эти деньги тратятся на чаепитие, которое является важной неформальной составляющей каждого собрания, аренду помещения, закупку литературы для новичков. Подсчет собранных средств происходит на каждой группе в открытой форме зависимым, занятым в служении в должности казначея. Также он ведет регулярные записи сумм пожертвований и отчитывается о расходах группы на рабочих собраниях. Как показало исследование групп А-сообществ в России, средняя сумма всех общих пожертвований на одном собрании в г. Москве примерно составляет 500-1000 рублей.

Следует также отметить, что в преамбулах Уставов групп сообществ указывается на полное отсутствие коммерческих интересов среди целей деятельности. Принцип «корпоративной бедности», отсутствие крупной собственности, обязательных взносов и отчислений, средств производства, а также отказ от крупных пожертвований, даже если они исходят от членов сообщества, исключает финансовую зависимость групп от каких бы то ни было 8 внешних финансовых источников.

Следует особенно отметить, что зачастую в России многие коммерческие псевдомедицинские так называемые реабилитационные центры (включая неопятидесятнические), в которых насильно и принудительно удерживаются наркоманы и алкоголики, представляют собой своего рода тюрьмы для зависимых и тем самым нарушают Уголовное законодательство РФ. Такие организации в ряде случаев активно мимикрируют под Программу 12 шагов, используя доброе имя А-Сообществ в нашей стране. При этом они не имеют никакого отношения к анонимным группам взаимопомощи (в соответствии с 6-й традицией А-сообществ). Представители подобных так называемых реабцентров главным образом заинтересованы в коммерческой выгоде и получении денег от отчаявшихся неосведомленных родственников зависимых, притом обманывают и запугивают их. Они наносят огромный ущерб людям, которые там находятся, и их родственникам, не только своим насилием, но и разочарованием на пути выздоровления [9]. Преграждая путь для зависимых в А-сообщества, так как зависимые прошедшие такое насилие, уверены, что это имело отношение к 12-шаговой Программе.

Таким образом, следует отметить, что никакого авторитарного управления и жесткой структуры в А-сообществах нет. Более того, каждая группа живет самостоятельной жизнью, сама организует свою структуру и формат групп, при участии всех желающих – так как в организационных рабочих собраниях принимают участие на равных правах все желающие; даже если участник пришел на собрание в первый раз, он голосует по вопросам со всеми на равных. Те, кто отвечает за организацию работы группы – не руководят, а служат, не обладая никакой, даже ситуативной, властью.

 

Рассмотрим второй признак тоталитарных культов: наличие выдающегося харизматичного лидера («гуру», «учителя») или лидеров. Лидер рассматривается в качестве «просветленного», «святого» или посредника между Богом и людьми или божеством [10].

В соответствии со 2-й традицией любого А-Сообщества, «у группы есть только один высший авторитет – любящий Бог. Лидеры всего лишь облеченные доверием служители, они не правят». Следует отметить, что нигде в литературе движения «Анонимных алкоголиков» не подчеркивается идея авторства Б. Уилсона как особенно значимая, напротив, неоднократно говорится о том, что в Шагах зафиксирован общий опыт первых выздоравливающих алкоголиков. Коллективный характер авторства Шагов отражен в словах, предшествующих их тексту: «…Вот Шаги, которые мы предприняли…». Следует также отметить, что упоминают об основателях Анонимных алкоголиков (Бобе Смите и Билле Уилсоне) и периодически зачитывают часть их трудов только на собраниях «Анонимных Алкоголиков», в других А-Сообществах этого не практикуют. Сам же Билл Уилсон до конца своих дней говорил о себе: «Я всего лишь пьяница» [11].

 

Рассмотрим третий признак тоталитарных культов: наличие эзотерического разрыва [12].

Изучение собраний и литературы А-Сообществ показало отсутствие каких-либо практик посвящения в некие «тайные знания», внутренних уровней посвящения, отсутствие догматического учения и курсов по развитию. Рассматривая данный признак, следует отметить, что одним из первых настораживающих элементов тоталитарных культов является наличие обмана при вербовке. Принцип любой тоталитарной секты – «затащить» человека к себе прежде, чем он что-нибудь о ней узнал при помощи недобросовестной активной пропаганды для привлечения новых членов [13]. Но в А-Сообществах не стремятся во что бы то ни стало расширить число своих членов, хотя в большинстве своем группы радуются новичкам и занимаются распространением информации о Сообществах (в соответствии с 5-й, 11-й традициями и 12-м шагом). Зависимых, которые все еще страдают, напрямую приглашают в Сообщества при личном контакте в больницах, тюрьмах, через информацию на плакатах и объявлениях в аптеках, храмах, средствах наружной рекламы, при этом не используются методы обмана и манипуляции. Двери собраний всегда открыты, и новичок, который впервые пришел на встречу, в любой момент может встать и уйти.

Рассмотрим четвертый признак тоталитарных культов: наличие «уникального», «простого», «всеобъемлющего» метода, «спасающего» весь мир и человечество, который решает абсолютно все проблемы, но действует только в организации [14].

В качестве программы выздоровления в А-Сообществах предполагается прохождение 12 шагов. Завершенные шаги, записанные в книге «Анонимные Алкоголики», стали результатом совместных усилий первых членов зарождающегося движения, оксфордских групп (движение среди англиканства), протестантских пасторов и католических священнослужителей, а также врачей, которые стали друзьями и помощниками движения «Анонимные Алкоголики» [15]. Также в литературе АА существует свидетельство, согласно которому «большинство основополагающих идей пришли к нам от Оксфордских групп, Уильяма Джеймса и д-ра Силкуорта». Основу программы выздоровления заложили «четыре абсолюта» Оксфордских групп: абсолютная честность, абсолютное бескорыстие, абсолютная чистота и абсолютная любовь» [16].

Таким образом, напряжение между религиозной, психологической и медицинской позициями позволило сформировать авторам Шагов общий язык выздоравливающих алкоголиков – светский и одновременно духовный. В дальнейшем этот язык оказался приемлем и в медицине, и в психологии, и в религии [17]. Многочисленные и многообразные А-движения и их группы самопомощи создали питательную среду для появления других «терапевтических сообществ» и Миннесотской модели реабилитации зависимых – профессиональной мультидисциплинарной системы помощи, которая включила в себя концепцию 12-шаговой Программы как один из важных элементов.

Программа выздоровления А-Сообществ преподносится как духовная, а не религиозная: в англоязычном обществе такой тезис означает нечто не относящееся к конкретной религиозной традиции, не имеющее конкретной религиозной принадлежности. Все А-Сообщества подчеркивают то, что они не являются религиозными организациями, не подменяют собой никакую церковь. Главными духовными принципами являются единство, честность, бескорыстное служение и помощь другим зависимым, безусловная любовь. Благодаря работе в группах самопомощи по «12 Шагам» люди начинают сопереживать и бескорыстно помогать друг другу, учатся не опираться на собственное эгоцентричное видение мира (что является частью болезненной зависимости), и это способствует сохранению их трезвости.

Рассмотрим кодификацию 12 шагов А-Сообществ, основа которых была разработана в декабре 1938 года и стала Программой выздоровления от зависимости.

Шаг 1: «Мы признали своё бессилие перед алкоголем» (различается в А- Сообществах, например, еда, игры, зависимость, похоть и т.д.), признали, что наша жизнь стала неуправляемой (Текст этого Шага был предложен доктором Силкуортом) [18].

Первый шаг предполагает признание зависимым бессилия перед объектом аддикции (алкоголем, игрой, похотью, одержимостью едой и т.д.). При работе по шагу зависимый рассматривает потерю контроля употребления на конкретных примерах, понимает, насколько заболевание разрушило все сферы его жизни. Для зависимого этот шаг сделать сложнее всего, так как аддиктивное поведение включает один из симптомов – анозогнозию (отрицание, например: «я не алкоголик, я пью чуть больше, чем другие», «я не наркоман, я просто так расслабляюсь» и т.д.). Добровольное обращение зависимого за помощью в А- Сообщество уже подразумевает совершение им этого шага.

Шаг 2: «Пришли к убеждению, что Сила более могущественная, чем мы сами, может вернуть нам здравомыслие» (Текст этого Шага появился в результате переписки первых выздоравливающих с доктором К.-Г. Юнгом) [19].

Второй шаг предлагает возможность выздоровления для зависимого, но не путем собственных манипуляций или знаний неких тайных секретных механизмов, доступных только для избранных, или «универсального метода», как в тоталитарных сектах, который якобы «гарантированно работает».

В соответствии с литературой А-Сообществ, Силой, более могущественной, чем сам человек, для него может быть помощь группы и ее опыт, а также помощь наставника по программе, который имеет опыт прохождения шагов (именно опыт наставника, а не сам наставник).

Шаг 3: «Приняли решение препоручить нашу волю и наши жизни заботе Бога, как каждый из нас понимал Его» (Заимствован из текста Оксфордских групп) [20].

Принципиальный пункт в истории написания Шагов – замена слова Бог на описательные словосочетания: «Бог, как каждый из нас понимал Его» и «Высшая Сила». Это сыграло решающую роль в поиске компромисса между верующими и неверующими. Введение понятия «Высшей Силы» дало возможность для работы по программе агностикам и атеистам.

Вторая часть 3-го шага «как каждый из нас понимал Его» особенно важна и акцентирует внимание на том, что в А-Сообществах каждый член Сообщества свободен в вопросах выбора концепции вероисповедания, которая ему близка.

Следует также отметить, что в А-Сообществах отсутствуют такие классические разделы религиозного учения, как сотериология, космология, космогония, антропология, эсхотология и прочие.

Ключевым тезисом третьего Шага при переходе к четвертому, является признание: «Эгоцентризм, себялюбие – вот корень всех наших проблем» [21].

Шаг 4: «Мы провели глубокую и бесстрашную моральную (нравственную) инвентаризацию самих себя» (Влияние принципов «Оксфордских групп») [22].

Работа по данному шагу представляет собой глубокий самоанализ поведения и образа жизни зависимого до момента работы по 4-му шагу. На конкретных примерах при ответах на вопросы данного шага член сообщества анализирует свое поведение в обществе, личные взаимоотношения с друзьями, коллегами, в семье, мотивы своих поступков. Кроме слабых сторон личности, зависимый указывает свои достоинства и сильные стороны, которые необходимо в себе приумножать (например, любовь, доброта, честность, отзывчивость, бескорыстность) [23]. Основная задача работы по данному шагу заключается в определении тех дефектов характера (недостатков), которые приносят боль и страдания самому зависимому и окружающим его людям, например, гордыня, злобность, зацикленность на себе (эгоцентризм), жадность, похоть, зависть, злоба и тд.

Шаг 5: «Признали перед Богом, собой и каким-либо другим человеком истинную природу наших заблуждений» (Wrongs на английском означает также обиды, дурное поведение).

Работа по данному шагу помогает дополнить результаты анализа, полученные в 4-м шаге, получить «обратную связь» от человека, который слушает инвентаризацию. В качестве лица, который работает с зависимым в 5-м шаге, может выступать наставник по программе («попутчик по шагам»), священник, духовный представитель конфессии, к которой принадлежит зависимый, или любой человек, которому бы хотел довериться зависимый.

Важно отметить, что 4-й и 5-й шаги не следует путать с исповедью. Основная задача этих шагов – нравственная оценка мотивов поведения зависимого и определение тех дефектов характера (недостатков), которые приносят боль и страдание.

6-й шаг гласит: «Мы полностью подготовили себя к тому, чтобы Бог избавил нас от всех этих дефектов (недостатков) характера».

При работе по данному шагу зависимый составляет список своих недостатков и напротив них пишет противоположные достоинства, которые ему необходимо приумножать в себе в течение жизни, например любовь, бескорыстное служение, доброта, трезвость и т..д [24].

7-й шаг: «Мы смиренно просили Его избавить нас от наших недостатков».

Работа по данному шагу предполагает смиренную молитву, обращенную к Богу об избавлении от недостатков характера. Смирение заключается в том, что выздоравливающий не навязывает свою волю Богу, а просто просит и принимает факт, что Бог сам решит, от каких именно недостатков, когда и как избавлять зависимого.

8-й шаг: «Мы составили список всех тех людей, кому мы причинили зло (навредили), и преисполнились желанием (обрели готовность) возместить им всем ущерб».

Работа по данному шагу состоит из 2-х частей. В первой зависимый составляет список людей, которым был нанесен материальный и нематериальный ущерб (например, кража, оскорбления или сплетни). Во второй части шага после составления списка, зависимый молится о даровании готовности возместить ущерб всем этим людям.

9-й шаг: «Мы лично возмещали причиненный этим людям ущерб, где только возможно, кроме тех случаев, когда это могло повредить им или кому- либо другому».

Работа по данному шагу предполагает прямое или косвенное возмещение нанесенного ущерба: каждый конкретный случай обсуждается с наставником (попутчиком) по программе перед возмещением.

Следующие три шага рекомендуется выполнять зависимым на ежедневной основе.

10-й шаг: «Продолжали проводить личную инвентаризацию и, когда допускали ошибки» (Wrongs на английском означает также обиды, дурное поведение), без промедления (сразу) признавали это.

Работа по данному шагу предполагает наблюдение за собой в течение дня, и, в случае обнаружения у себя дефектов (таких, как озлобленность, нечестность, лукавство или эгоистичный страх что-то потерять или недополучить), необходимо предпринять определенные действия – попросить Бога избавить от этого, обсудить это с кем-либо, найти кого-то, кому может быть полезным и, если причинил кому-то ущерб – попросить прощения.

Возможен ежедневный письменный или устный вечерний самоанализ, в котором зависимый отвечает на такие вопросы как: причинил ли он кому-нибудь зло? Нужно ли ему признать, что он был не прав? Сталкивался ли он с трудностями, и если да, то какие предпринимал усилия, чтобы справиться с ними? Не возвращался ли к старым моделям поведения, основанным на злости, обиде или страхе? Не наносил ли себе вред? Не был ли он слишком голоден, зол, одинок или устал? Не воспринимал ли себя слишком серьезно? Не сравнивал ли себя с другими? Не страдал ли от недомоганий? [25]

11-й шаг: «Мы стремились с помощью молитвы и размышления улучшить наш сознательный контакт с Богом, как каждый из нас понимал Его, молясь лишь о знании Его воли, которую нам надлежит исполнить, и о даровании силы для этого».

Работа по данному шагу предполагает выполнение ежедневных молитвенных практик в рамках той религии, которую исповедует зависимый. Для тех зависимых, которые не исповедуют никакой религии, существуют рекомендательные программные молитвы [26]. Следует заметить, что молитва и молитвенный опыт в программе выздоровления имеет достаточно важное значение. Существуют рекомендации начинать и завершать день молитвой, а также в течение дня чаще обращаться к Богу своего понимания. Это обусловлено христианскими основаниями программы [27].

На собраниях многих групп во всем мире по желанию читают молитву «О душевном покое» или молитву «Отче наш», а на группах для агностиков и атеистов чтение молитв заменяется на зачитывание отрывка из литературы А-сообщества.

12-й шаг: «Достигнув духовного пробуждения в результате выполнения этих Шагов, мы старались донести весть о выздоровлении до других алкоголиков» (отличается в А-Сообществах — переедающих, зависимых, игроков, созависимых и т.д) и применять эти принципы во всех наших делах.

Работа по данному шагу состоит в том, чтобы продолжать жить по духовным принципам программы и применять шаги в течение жизни, руководствуясь принципом «Только сегодня» (один день остаться трезвым), а также бескорыстное несение вести о возможности выздоровления тем зависимым, кто все еще страдает. Помощь одного зависимого другому – основной принцип работы по программы «12 Шагов». Эта помощь осуществляется в различных формах, но важнейшей из них является безвозмездная адресная индивидуальная и, как правило, длительная поддержка одним зависимым другого. Первый имеет опыт выздоровления, второй – как правило, новичок в Программе. Такая специфическая форма работы получила название «наставничество», и она одинаково важна как для зависимого, принимающего помощь, так и для более опытного участника программы, который эту помощь оказывает [28].

В самих А-Сообществах Шаги не считают уникальным и единственным средством для выздоровления от зависимости. Программа «12 Шагов» делает акцент на духовном перерождении зависимого с помощью Бога и построена по принципу одного дня – «Только сегодня» (остаться трезвым и чистым).

Важно отметить, что совершению Шагов сопутствует их изучение, посещение собраний, помощь другим зависимым, бескорыстное служение в Сообществе. «12 Шагов» – комплексная, системная программа, предполагающая не только освобождение от зависимости, но и целый ряд глубинных позитивных изменений личности, активную работу по изменению внешнего деструктивного образа жизни и внутренних установок.

Основная задача для каждого члена А-Сообщества — достижение личной трезвости. Однако с самого начала цель каждой группы заключалась не только в помощи обретения физической трезвости индивидом, но также осуществить миссию донесения идей трезвости и Программы выздоровления до других зависимых, кто все еще страдает (в соответствии с 5-й Традицией), что помогает внутренним, ценностным изменениям.

Также в рамках нашего исследования необходимо рассмотреть особенности контроля сознания в тоталитарных культах и сделать вывод о его наличии или отсутствии в А-сообществах.

В процессе контролирования сознания психологи выделяют три общих для разных сект этапа:

 

1 этап. Отказ от всего прошлого.

Человек должен признать сплошной ошибкой все, что было до того, как он попал в секту. Все, что он считал белым, на самом деле было черным; все, что он считал хорошим, на самом деле плохое, мир все организации провозглашается злом, происходит отчуждение индивида от окружающего мира и потеря прежних социальных связей [29].

Задача выздоровления в программе «12 Шагов» заключается не в том, чтобы изолировать зависимого от мира, а напротив – помочь ему вернуться в социум в качестве полноценного члена общества. Для этого и используются 4-9 шаги. Суть программы А-Сообществ – в гармоничном восстановлении всех сфер жизни зависимого, разрушенных болезнью, исправлении причиненного ущерба, осознании своей социальной ответственности перед обществом и близкими. Очень высокую значимость для выздоровления зависимого имеет опора на семейные ценности.

 

2 этап. Разделение сознания и воли при помощи различных практик.

Изучение литературы и групп А-Сообществ показало, что на собраниях не используются как-либо трансовые практики, групповые техники отключения сознания, чтение определенных ритуальных текстов, а также другие психологические приемы для модификации нормального функционирования мозга, такие как чрезвычайно строгие посты, физические лишения, регулировка дыхания, частые обязательные сеансы медитации с погружением в измененное состояние сознания, специальные звуковые и световые эффекты.

На собраниях участники лишь делятся опытом прохождения шагов по своему желанию или своим внутренним состоянием (радостями и проблемами сегодняшнего дня).

  1. Тотальная индоктринация, внушение нового учения, новой веры.

Как такового «вероучения» в А-Сообществах нет, поскольку нет общего символа «веры» или какого-либо общего объекта поклонения. Представление о Боге – сугубо личное дело каждого. Член любого А-Сообщества можете исповедовать то вероучение, которое ему подходит или не исповедовать никакого. В А-Сообществах разномыслие считается нормой, поскольку в основу программы положено не учение или доктрина, а опыт выздоровления конкретных людей. Не существует единственно верного, «правильного» способа работы по Шагам. Так, в полном издании книги «Анонимные Алкоголики» приводятся сорок четыре истории самых разных людей, которые своими словами и со своей точки зрения описывают свой путь выздоровления [30].

Для успешного контролирования сознания в тоталитарных сектах используют четыре элемента:

 

  1. Контроль организации над поведением последователей.

Однако во всех группах А-Сообществ не регламентируется образ жизни своих членов. Рацион питания, форма одежды, вероисповедание, форма молитвы, круг общения остается на усмотрение зависимого и ничем не ограничивается; нет каких-либо предписаний и норм поведения. В сообществах «Анонимные Алкоголики» и «Анонимные Наркоманы» нет даже запрета на употребление алкоголя и наркотиков. Единственное ограничение, которое возникает в случае употребления химических веществ, заключается в том, что нетрезвый участник не может выступать на собрании, сохраняя за собой, тем не менее, право присутствия на нем.

 

  1. Контроль над эмоциональной жизнью последователей.

В ходе исследования выяснилось, что этот элемент контроля также вовсе не характерен для А-сообществ. Одной из привлекательных черт программы «12 Шагов» с самого начала была установка на полную анонимность своих членов. Придя на собрание А-Сообщества, новичок называет только свое имя и отношение к объекту зависимости, причем имя можно назвать вымышленное. Раскрывать свою фамилию, место учебы или работы не только не требуется, но и не рекомендуется в соответствии с 12-й Традицией «Анонимность — духовная основа всех наших Традиций, постоянно напоминающая нам о том, что главным являются принципы, а не личности». Поэтому в Сообществах нет жесткого учета членов, нет сбора персональных данный, таких как ФИО, адрес, телефон, место работы и должность, а также не преследуются те, кто по какой-то причине перестал появляться на собраниях, в отличие от тоталитарных сект, которые различными манипулятивными техниками, зачастую основанными на страхе, пытаются удержать адептов при помощи шантажа, собранного компромата, запугивания, а также практик изоляции членов групп от внешнего мира (например, разрыва общения с прежними друзьями или семьей). На открытые собрания А-Сообществ может прийти абсолютно любой человек, а на закрытые – даже зависимый в состоянии алкогольного или наркотического опьянения и тот, кто не работает по Шагам.

 

  1. Контроль над языком.

Анализ собраний и литературы А-сообществ показал отсутствие специфического языка. В базовом тексте «Анонимных наркоманов» даже есть рекомендация о том, что следует рассказывать о решении проблемы (опыте работы по шагам) понятными для всех словами [31]. Периодически участники собраний используют в качестве обозначения шагов цифры, которые им соответствуют. Например, «сделал девятку» — подразумевает возмещение ущерба, «сделал четверку» – провел личную нравственную инвентаризацию, «сделал десятку» — проанализировал свои поступки в течение дня. О понятии «Высшей Силы», введенном для возможности работы по программе агностикам и атеистам, было сказано ранее.

 

  1. Контроль над информацией.

В А-Сообществах для их членов нет запретов на чтение книг, газет, просмотра телевизора, использование интернета, прослушивание радио, на общение в социальных сетях. Чтение литературы Сообществ сугубо добровольное и несет только рекомендательный характер. Часть литературы А-Сообществ бесплатно доступна в интернете в свободном доступе в электронном виде.

Таким образом, анализ деятельности групп А-Сообществ показал, что в них нет признаков тоталитарных культов, а также использования методов контролирования сознания среди участников анонимных движений, работающих по программе 12 шагов.

В отечественной науке можно наблюдать следующую ситуацию: в целом признается эффективность групп А-Сообществ [32]; в изданиях федерального уровня даются рекомендации о сотрудничестве с движениями АА, АН, АИ и других, а также о работе по программе «12 Шагов» в наркологических диспансерах и центрах реабилитации; при этом доля групп самопомощи в масштабах страны в целом невелика. Самостоятельного научного изучения деятельности групп взаимопомощи в России почти не ведется, отчасти в силу того, что многое уже сделано на Западе, отчасти в силу общего кризиса, переживаемого российской наркологией [33].

По вопросу взаимодействия Русской Православной Церкви и А- Сообществ в России в 2003 г. высказал свою позицию Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II: «Следует помнить, что выздоравливающий человек остро нуждается в заполнении своей душевно-духовной сферы, ранее заполненной наркотиками и алкоголем. И если Церковь не будет сотрудничать с обществами «Анонимных алкоголиков» и «Анонимных наркоманов», как, впрочем, и со многими другими подобными организациями, успешно работающими во всем мире, то ими займутся секты» [34].

Группы А-Сообществ на практике являются «местом встречи» медико- психологической науки и Церкви в выработке целостного комплексного подхода к проблеме зависимого поведения, соединяя в себе научно-медицинское и богословское понимание проблемы зависимости. При этом группы самопомощи не принадлежат ни медицинскому, ни церковному сообществам, оставаясь самостоятельной и автономной общественной силой.

Наличие групп самопомощи при православных приходах и монастырях так же, как и сотрудничество с группами самопомощи православных священников и мирян, в свете сказанного следует признать полезным и плодотворным. Такое сотрудничество должно строиться как своего рода пассивное миссионерство, то есть готовность свидетельствовать о вере, когда участники групп изъявят желание узнать о ней. Место групп самопомощи, с точки зрения церковной икономии, следует охарактеризовать как этап своего рода предоглашения, то есть первоначальной этической и практической подготовки к целостному научению истинам Православной веры [35].

Как справедливо отметил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «Должны приветствоваться любые средства, которые помогают человеку избавиться от алкоголизма и наркомании, если эти средства не связаны с отказом от христианской веры и христианских убеждений. Поскольку алкоголизм, как и прочие виды зависимостей, — грех и болезнь одновременно, нужно, чтобы общество и Церковь боролись против него совместными усилиями. Негативное отношение духовенства к программе «12 шагов» зависит от степени осведомленности. Никаких богословских предпосылок отвергать программу нет» [36].

Список источников

  1. Анонимные алкоголики. (Четвертое издание). Перевод с английскою. Нью-Йорк: Alcoholics Anonymous World Services, Inc; Фонд «Климент», 2015.
  2. Анонимные наркоманы. Двенадцать Шагов и Двенадцать Традиций. Narcotics anonymous word services, inc. Chatsworth, California USA. 2001. Перевод 5- го издания базового текста «Narcotics Anonymous».
  3. Архимандрит Мелентий (Уэббер). Шаги преображения. Православный священник размышляет о программе «12 шагов»: Пер. с англ. – М. Триада, 2018.
  4. Беседа со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II [Электронный ресурс]. Анонимные алкоголики Северо-Запада. URL: https://www.aaspb.ru/Pisma/Pismo4.htm (дата обращения: 15.01.2020) и [Электронный ресурс]. Православный центр помощи "Метанойя". URL: http://www.metanoia.msdm.ru/programma-12-shagov.html?showall=&start=1 (дата обращения: 15.01.2020).
  5. Дада Линделл. Где и как в России умирают от пьянства. [Электронный ресурс]. Новости дня в России и мире — РБК. URL: https://www.rbc.ru/society/08/10/2019/5d920ff29a79472fec0ff4bc (дата обращения: 15.01.2020).
  6. Дворкин А. Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. Изд. 3-е, перераб. и доп. Н. Новгород: Христианская библиотека, 2012.
  7. Доктор Боб и славные ветераны. Биография с воспоминаниями первых участников АА на Среднем Западе. – New York, 1980 [рус. пер.: – М., 2008].
  8. Игумен Иона (Займовский). Поиск целостного подхода к химической зависимости: диалог науки, церкви и общественных движений за трезвость : дис. … канд. богословия / Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия Русской Православной Церкви. – М., 2017.
  9. Империя Никиты Лушникова – кто за кем стоит и чьи цели преследует в продолжении интервью с его экс-супругой. [Электронный ресурс]. Миссионерский отдел Новосибирской Епархии. URL: http://www.ansobor.ru/news.php?news_id=7891 (дата обращения: 15.01.2020).
  10. Иона (Займовский), игум. Лоза истинная. Опыт преодоления зависимости. – М.: Издательство «Арефа», 2013.
  11. Карпачева Т.С. Преступления в нетрадиционных религиозных объединениях: уголовно-правовая характеристика: монография. – М.: Юрлитинформ, 2018.
  12. Материалы по изучению основного текста книги «Анонимные Алкоголики». – М., СПб., 2012
  13. Наркотики и наркомания: надежда в беде / Проценко Евгений Николаевич. – 6-е изд., перераб. – М.: Триада, 2019. – 166 с.
  14. Отношение Церкви к программе «12 шагов». [Электронный ресурс]. Официальный сайт Русской Православной Церкви URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5173579.html (дата обращения: 15.01.2020).
  15. Празднование 80 летия АА в Атланте в 2015 году. [Электронный ресурс]. Alcoholics Anonymous. URL: https://www.aa.org/press-releases/en_US/press-releases/alcoholics-anonymousto-celebrate-its-80th-birthday-at-2015-international-convention-in-atlanta-july-2-5 (дата обращения: 15.01.2020).
  16. Программа "12 шагов" названа самой эффективной в борьбе с алкоголизмом. [Электронный ресурс]. Российская газета. URL: https://rg.ru/2020/03/11/programma-12- shagov.html (дата обращения: 11.03.2020).
  17. Работа над шагом четвертым в Анонимных наркоманах. IP10 Nr. 10-RU/ 2013
  18. Руководство к работе по шагам в Анонимных Наркоманах. Narcotics anonymous word services, inc. Chatsworth, California USA. 2009
  19. Сабурова Ольга. Секта "трясунов" в Госдуме: кто стоит за "исцелением" Даны Борисовой. [Электронный ресурс]. ИД "Собеседник". URL: https://sobesednik.ru/politika/sektatryasunov-v-gosdume-kto-stoit-za-isceleniem-dany-borisovoj (дата обращения: 15.01.2020).
  20. Савина Е. А. Духовной жаждою томим. – М.: Адрус, 2007.
  21. Статистика наркомании в России: цифры и факты. [Электронный ресурс]. Администрация муниципального образования городского поселения Приобье. URL: http://www.priobie.ru/index.php/%D1%81%D0%BE%D0%B1%D1%8B%D1%82%D0%B8%D1 %8F/%D0%BE%D0%BC%D0%B2%D0%B4/4714- %D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0 - 24 %D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0 %B8-%D0%B2-%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8- %D1%86%D0%B8%D1%84%D1%80%D1%8B-%D0%B8- %D1%84%D0%B0%D0%BA%D1%82%D1%8B (дата обращения: 15.01.2020).
  22. Ученые назвали наиболее эффективный метод борьбы с алкоголизмом ТАСС: Новости в России и мире https://nauka.tass.ru/nauka/7948189 (дата обращения: 11.03.2020).
  23. Alcoholics Anonymous and other 12-step programs for alcohol use disorder. [Электронный ресурс]. Cochrane Library: Cochrane Reviews. URL: https://www.cochranelibrary.com/cdsr/doi/10.1002/14651858.CD012880.pub2/full (дата обращения: 11.03.2020).
  24. Borkman T. (2008-1) Introduction: The Twelve-Step Program Model of AA// Recent Developments in Alcoholism. Vol. 18.Research on Alcoholics Anonymous and Spirituality in Addiction Recovery. Ed. by Marc Galanter and Lee Ann Kaskutas. – New York, NY: Kluwer Academic / Plenum, 2008.
  25. Moraitis D., Athanasiou M. Returning the Lost Sheep: Ministry to the Alcoholic and Addict: an Orthodox Perspective. 2013.

Сноски

[1] Статистика наркомании в России: цифры и факты. [Электронный ресурс]. Администрация муниципального образования городского поселения Приобье. URL: http://www.priobie.ru/index.php/%D1%81%D0%BE%D0%B1%D1%8B%D1%82%D0%B8%D1%8F/%D0%BE%D0 %BC%D0%B2%D0%B4/4714- %D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0- %D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B8-%D0%B2- %D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8-%D1%86%D0%B8%D1%84%D1%80%D1%8B- %D0%B8-%D1%84%D0%B0%D0%BA%D1%82%D1%8B (дата обращения: 15.01.2020).

[2] Дада Линделл. Где и как в России умирают от пьянства. [Электронный ресурс]. Новости дня в России и мире — РБК. URL: https://www.rbc.ru/society/08/10/2019/5d920ff29a79472fec0ff4bc (дата обращения: 15.01.2020).

[3] Дворкин А. Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. Изд. 3-е, перераб. и доп. Н. Новгород: Христианская библиотека, 2012. С. 217-218

[4] Империя Никиты Лушникова – кто за кем стоит и чьи цели преследует в продолжении интервью с его экс- супругой. [Электронный ресурс]. Миссионерский отдел Новосибирской Епархии. URL: http://www.ansobor.ru/news.php?news_id=7891 (дата обращения: 15.01.2020). Сабурова Ольга. Секта "трясунов" в Госдуме: кто стоит за "исцелением" Даны Борисовой. [Электронный ресурс]. ИД "Собеседник". URL: https://sobesednik.ru/politika/sekta-tryasunov-v-gosdume-kto-stoit-za-isceleniemdany-borisovoj (дата обращения: 15.01.2020).

[5] Дворкин А.Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. Изд. 3-е, перераб. и доп. Н. Новгород: Христианская библиотека, 2012. С. 67

[6] Празднование 80-летия АА в Атланте в 2015 году. [Электронный ресурс]. Alcoholics Anonymous. URL: https://www.aa.org/press-releases/en_US/press-releases/alcoholics-anonymous-to-celebrate-its-80th-birthday-at-2015- international-convention-in-atlanta-july-2-5 (дата обращения: 15.01.2020).

[7] Игумен Иона (Займовский). Поиск целостного подхода к химической зависимости: диалог науки, церкви и общественных движений за трезвость : дис. … канд. богословия / Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия Русской Православной Церкви. – М., 2017. С. 98.

[8] Там же. С.100

[9] См. Карпачева Т.С. Преступления в нетрадиционных религиозных объединениях: уголовно-правовая характеристика: монография. – М.: Юрлитинформ, 2018. С. 118.

[10] Дворкин А. Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. Изд. 3-е, перераб. и доп. Н. Новгород: Христианская библиотека, 2012. С. 65

[11] См. Доктор Боб и славные ветераны. Биография с воспоминаниями первых участников АА на Среднем Западе. – New York, 1980 [рус. пер.: – М., 2008].

[12] Дворкин А. Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. Изд. 3-е, перераб. и доп. Н. Новгород: Христианская библиотека, 2012. С. 70

[13] Там же. С. 49.

[14] Там же. С. 68

[15] См. Наркотики и наркомания: надежда в беде / Проценко Евгений Николаевич. – 6-е изд., перераб. – М.: Триада, 2019. – 166 с

[16] Доктор Боб и славные ветераны. Биография с воспоминаниями первых участников АА на Среднем Западе. – New York, 1980 [рус. пер.: – М., 2008]. С. 54.

[17] Игумен Иона (Займовский). Поиск целостного подхода к химической зависимости: диалог науки, церкви и общественных движений за трезвость: дис. … канд. богословия / Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия Русской Православной Церкви. – М., 2017. С. 6.

[18] См. Материалы по изучению основного текста книги «Анонимные Алкоголики». – М-СПб., 2012.

[19] Там же.

[20] Там же.

[21] Анонимные алкоголики (Четвертое издание). Перевод с английскою. Нью-Йорк: Alcoholics Anonymous World Services, Inc; Фонд «Климент», 2015. С 60.

[22] См. Материалы по изучению основного текста книги «Анонимные Алкоголики». – М.-СПб., 2012.

[23] Работа над шагом четвертым в Анонимных наркоманах. IP10 Nr. 10-RU/ 2013. C.15.

[24] См. Руководство к работе по шагам в Анонимных Наркоманах. Narcotics anonymous word services, inc. Chatsworth, California USA. 2009. С. 27-30.

[25] Анонимные наркоманы. Двенадцать Шагов и Двенадцать Традиций. Narcotics anonymous word services, inc. Chatsworth, California USA. 2001. Перевод 5- го издания базового текста «Narcotics Anonymous». С. 52-53.

[26] Анонимные алкоголики (Четвертое издание). Перевод с английскою. Нью-Йорк: Alcoholics Anonymous World Services, Inc; Фонд «Климент», 2015. С. 70-85.

[27] См. Архимандрит Мелентий (Уэббер). Шаги преображения. Православный священник размышляет о программе «12 шагов»: Пер. с англ. – М. Триада, 2018. Иона (Займовский), игум. Лоза истинная. Опыт преодоления зависимости. – М.: Издательство «Арефа», 2013. Савина Е. А. Духовной жаждою томим. – М.: Адрус, 2007. Moraitis D., Athanasiou M. Returning the Lost Sheep: Ministry to the Alcoholic and Addict: an Orthodox Perspective. 2013.

[28] См. Borkman T. (2008-1) Introduction: The Twelve-Step Program Model of AA// Recent Developments in Alcoholism. Vol. 18.Research on Alcoholics Anonymous and Spirituality in Addiction Recovery. Ed. by Marc Galanter and Lee Ann Kaskutas. – New York, NY: Kluwer Academic / Plenum, 2008. Игумен Иона (Займовский). Поиск целостного подхода к химической зависимости: диалог науки, церкви и общественных движений за трезвость : дис. … канд. богословия / Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия Русской Православной Церкви. – М., 2017. С. 88.

[29] Дворкин А. Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. Изд. 3-е, перераб. и доп. Н. Новгород: Христианская библиотека, 2012. С. 79.

[30] См. Анонимные алкоголики (Четвертое издание). Перевод с английскою. Нью-Йорк: Alcoholics Anonymous World Services, Inc; Фонд «Климент», 2015. С. XV

[31] Анонимные наркоманы. Двенадцать Шагов и Двенадцать Традиций. Narcotics anonymous word services, inc. Chatsworth, California USA. 2001. Перевод 5- го издания базового текста «Narcotics Anonymous». С. XV

[32] Alcoholics Anonymous and other 12-step programs for alcohol use disorder. [Электронный ресурс]. Cochrane Library: Cochrane Reviews. URL: https://www.cochranelibrary.com/cdsr/doi/10.1002/14651858.CD012880.pub2/full (дата обращения: 11.03.2020). Программа "12 шагов" названа самой эффективной в борьбе с алкоголизмом. [Электронный ресурс]. Российская газета. URL: https://rg.ru/2020/03/11/programma-12-shagov.html (дата обращения: 11.03.2020). Ученые назвали наиболее эффективный метод борьбы с алкоголизмом ТАСС: Новости в России и мире https://nauka.tass.ru/nauka/7948189 (дата обращения: 11.03.2020).

[33] См. Игумен Иона (Займовский). Поиск целостного подхода к химической зависимости: диалог науки, церкви и общественных движений за трезвость : дис. … канд. богословия / Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия Русской Православной Церкви. – М., 2017.С. 50.

[34] Беседа со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II [Электронный ресурс]. Анонимные алкоголики Северо-Запада. URL: https://www.aaspb.ru/Pisma/Pismo4.htm (дата обращения: 15.01.2020) и [Электронный ресурс]. Православный центр помощи "Метанойя". URL: http://www.metanoia.msdm.ru/programma-12-shagov.html?showall=&start=1 (дата обращения: 15.01.2020).

[35] Игумен Иона (Займовский). Поиск целостного подхода к химической зависимости: диалог науки, церкви и общественных движений за трезвость: дис. … канд. богословия / Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия Русской Православной Церкви. – М., 2017. С. 12.

[36] Отношение Церкви к программе «12 шагов». [Электронный ресурс]. Официальный сайт Русской Православной Церкви URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5173579.html (дата обращения: 15.01.2020).