Паломничество на Русский Север

8 июля группа из 22 человек отправились в паломническое путешествие на Русский Север. Мы - это мамы наших пациентов, и не только наших, а те, кто любит Православие, совместную молитву ипостранствовать и порадоваться вместе. Вместе - ключевое слово, наше единство и одновременно бережное отношение к свободе другого создали тот прекрасный добрый мир, в котором мы прожили несколько дней. На нас было благословение, полученное от батюшки, и с нами была помощь Божья, которая чувствовалась все эти дни. Мы на поезде поехали в Вологду, оттуда автобусом отправились в старый русский городок Кириллов. Он возник вокруг первой цели нашего путешествия - Кириллово-Белозерского монастыря.

В 14 веке ученики Сергия Радонежского апостолами пошли по русским городам, неся свет Православия. На север из Москвы пошёл Кирилл, ученик и собеседник прп. Сергия, и постепенно монастырь - место уединения, молитвы и одновременно крепость и строгая братская жизнь - стал расти и крепнуть. Северные монастыри долго имели особножительский устав, братия жила по своим кельям, собираясь только на воскресные службы, и потому молитва была главным делом братии. Их молитвами до сих пор и стоит Русь.

В Кириллове мы поселились в чудесной небольшой частной гостинице, где жили только мы. Хозяйка Ольга Александровна заботилась о нас, кормила вкусно и даже применительно к нашим постам, и даже пекла нам булочки! Нам было приятно жить там.

Экскурсию по Кирилло-Белозерскому монастырю провёл нам благочинный монастыря, монах о. Нил. Подробный рассказ об истории монастыря был тем более ценен, поскольку о. Нил подвизается в этом монастыре уже более 20 лет, и рассказывал нам о своём монастыре с большим интересом. Синеглазый, статный, приветливый и очень много знающий, это был кладезь сведений. Вечером мы исповедовались, готовясь к причастию. И наутро на автобусе отправились в Ферапонтов монастырь в село Ферапонтово.

На горке перед нами открылись две главки надвратной церкви Ферапонтова монастыря. Но служба в этот день была в другом, деревянном храме неподалёку, и мы помолились на литургии там, причастились и радостные пошли в музей. Очень знающие экскурсоводы рассказали нам об истриии монастыря и фресках. Церковь прп. Мартиниана, трапезный храм… Преподобный Ферапонт был спутником прп. Кирилла, и потом ушёл дальше на север. Он был великим молитвенником. Не случайно затем в монастырь приезжает великий иконописец Дионисий, и вместе с помощниками расписывает храм Рождества Богородицы в монастыре.

Знаменитый голубой фон Дионисия - это растертые бирюза и азурит, а в зелёных тонах был и мелкодисперсный изумруд. Входишь — и в Царстве Небесном. Радость тихая, красота и и все святые тут с нами. Тема росписей - акафист Богородице, хвалебное пение. И вот, краски поют. Не так даже важны сюжеты и их взаимодействие, как состояние меня в Царстве - подарком оттуда.

Потом мы посетили и надвратную церковь, помолились у святых икон и автобусом вернулись в гостиницу.

В третий день мы поехали автобусом в Горицкий монастырь. Был открыт храм со старенькой монахиней, а посреди храма прямо у подсвечника лежал кот и размышлял, должно быть, о вечном. Котята резвились на лужайке перед храмом. После некоторого недоумения к нам вышел экскурсовод-трудник, весьма искушённый в истории монастыря и края, водил нас по территории, долго все рассказывал и показывал, мы прикоснулось к древней русской истории. Потом мы вышли за ограду монастыря - а там ещё один храм, и там нас ждала потрясающая встреча с верой и достоинством старого мужчины, который заботился об этом разрушающемся храме, в котором редко молятся. Мы там помолились все, и радостно было петь и молиться с ним. Потом сходили пешком на памятное место - гора Маори - и вернулись в гостиницу, где нас ждал прощальный обед. Вскоре мы отправились автобусом в Вологду - и домой.

Рассказ был бы не полон, если не сказать, как замечательно мы каждый день по несколько раз купались в чистейших огромных озёрах, плавали всласть, искупались и в Шексне. Погода была тёплая, дождь шёл ночью, Комаров и прочей нечисти, считай, не было, и эти три дня стали долгой радостью для всех нас. Вот некоторые отзывы в нашем чате.

- Я бы хотела написать несколько слов. Прошла пара дней, мы вернулись к нашим заботам и проблемам, а перед глазами снова и снова возникают картины, эпизоды нашей поездки. Хочется всем вокруг рассказать, как же замечательно мы с'ездили! Как хорошо было нам вместе! Как всё удавалось! Будем вспоминать, благодарить Бога и мечтать о новых путешествиях!

- Благодарю всех участников поездки за прекрасную, незабываемую дружелюбную атмосферу общения!
Когда делилась впечатлениями, у меня спросили, а какие были недостатки?
Я ответила: их не было!

- Благодарю за возможность прикоснуться к древним святыням! За действительно, дружелюбные, теплые, поддерживающие отношения! За то, что каждый смог найти то, что искал, чего ожидал и, чего не ожидал! Осталось приятное послевкусие впечатлений! Храни всех Господь!

- Это как приятное воспоминание и возможность обрести опору в трудный момент, полистав фото и вспомнив свои чувства и эмоции... И появятся надежда на следующую поездку, и вера в лучшее, и вспомнятся слова старика... И мы будем продолжать жить с Богом и с нашей общей мысленной и молитвенной поддержкой, дорогие. Да хранит вас и ваших близких Господь!

- Присоединюсь ко всем отзывам с сердечной благодарностью ко всем участникам поездки за тёплое и дружеское отношение друг к другу. Я благодарна Господу за то что он привёл меня в эту группу и хотя я в ней сравнительно недавно и вживую встретилась со всеми впервые, чувствовала себя как среди родных и близких мне людей. Спасибо сёстры вам за всё!

- Спасибо сестрам за поездку, в течение которой у меня было возвышенное состояние души. Надеюсь, что поездка была не последней.