Четвёртый шаг

Мы глубоко и бесстрашно исследовали себя с нравственной точки зрения.


 

Занятие 1

 

1. Хорошо подумайте и скажите, о каких своих тяжёлых ошибках Вы сожалеете? Перечислите их кратко. Вспомните, по возможности, все ситуации в жизни, за которые очень стыдно и страшно их вспоминать.

2. Подумайте, может быть какие-то из них имели продолжение, повторяясь снова и снова в разных случаях, но уже не так ярко. Вспомните самые последние события.

3. Назовите своим именем эти ошибки. Почему Вы уверены, что это ошибка?

4. Посмотрите, есть ли под этим именем нечто более глубокое, причина вашего недостатка.

Все это можно расположить в таблице:

 

Тяжелые ошибки Похожие ситуации Название ошибки Основа
1 Например, сказала сыну, что скорей бы он умер, отмучилась бы – и всё. Раздражалась на подчинённых: опять больничный!
Злилась в очереди: сколько можно копаться?!
Нетерпение, неспособность переносить боль. Эгоизм:
Неважно, что с тобой, важно то, что со мной!
Не хватило любви.
2        
 

5. Опишите причины Ваших ошибок как недостатки, как то, чего Вам не хватило, чтобы поступить хорошо? Если бы Вы заметили тогда Бога в своей жизни, о чём бы Вы попросили Его для себя? А может быть, Он и дал, но Вы почему-то не смогли взять? Почему?

6. Видите ли Вы эти ошибки как грех не только перед людьми и собой, но и перед Богом? Почему? Можно ли Вас простить?

  

 

Занятие 2

 

7. Дополните таблицу предыдущего задания. Вероятно, основные Ваши ошибки продолжают проявляться. Мы противимся им, но всё равно делаем.

8. Почему это было с Вами за эту неделю? Разберите ситуации подробно: почему Вы поступили не так, как хотели, а снова попали в ловушку греха, хотя и знали о ней? Будьте конкретны.

9. Рассмотрите себя как кривую линейку, как расстроенный рояль: музыкант нажимает на клавишу, а звучит другой звук. Мы чертим линию, а она уходит вкривь. Что в Вашей душе расстроенного, сломанного? Как Вы это видите? Это может быть связано с:

а) Тяжёлым жизненным опытом, который нас ранил;

б) Неумением жить, у нас не было хорошей жизненной школы воспитания;

в) Жизнью в унынии и отчаянии;

г) Тяжёлыми грехами, которые тянут нас вниз;

е) Жизнью в одиночестве без Бога и людей;

ж) …

В чем Ваша «расстроенность»? Как она проявляется в жизни?

10. Что нужно Вам для того, чтобы исправлять свою душу?

 

 

Занятие 3

 

11. Напишите сто последних своих мелких ошибок. Если Вам покажется, что уже всё, невозможно вспомнить, отдохните денёк и снова подумайте. Спросите своих близких, друзей – но напишите полный список.

12. Проанализируйте их в свете таблицы из задания 1. Есть ли повторы? Хотите ли вы добавить еще один пункт к перечню тяжелых ошибок? Как Вы видите их причины?

13. Сто мелких ошибок могут «весить» не меньше «тяжёлой». Не думаете ли Вы, что мелкие ошибки – простительны? Что это проявление Вашей неидеальности?

 

 

Занятие 4

 

14. Приведите примеры, которые показывают Ваши добрые намерения. Пусть не все у Вас получилось в жизни, но намерения были добрые! Отталкивайтесь от поступков, доказывая ими добрые побуждения в Вашей душе.

15. К предыдущему пункту вспомните тех, кто научил Вас этому, был с Вами в осуществлении добрых намерений, в результате чего все получилось хотя бы отчасти хорошо. Вспомните всех поименно, это Ваша благодарность.

16. Что в итоге? Может быть, Вы не сможете найти у себя ни одного полностью положительного качества.  Но посмотрите, в чем сегодня Ваши сильные стороны, о чем можно просить Бога, чтобы Он поддерживал, «поливал», а не «сажал заново»?