Четвертый шаг

Мы провели глубокую и бесстрашную нравственную инвентаризацию самих себя.

 

Занятие 1

Обиды

Напишите список лиц, учреждений, которые вызывают сегодня раздражение, обиду, негодование, гнев.

Имя Ситуация Как задета моя самооценка? Как было задето мое достоинство? Как это повредило моим отношениям с этим человеком или другими людьми? Как я реагировала, нарушая свою безопасность? Поступала ли я сама подобным образом в других ситуациях? Что бы сказал адвокат этого человека?
Пример Начальник Обещал заплатить зарплату за три месяца, так и не заплатил. Ушла с работы со скандалом. Меня не ценят, себе, наверное, заплатил! Я думала, что он меня за дуру считает. Я чувствовала себя униженной, слабой Меня обманывали и я поверила. Я чувствовала злость и возмущение. Я теперь не верю, когда мне говорят: заплатим потом. Я все стараюсь проверить, как-то узнать через других людей. Как будто я заранее считаю начальника лгуном. Я волновалась, злилась, грубила, поскандалила перед уходом. Я обещала дочери давать на ее личные нужды определенную сумму, но не всегда делала это, ссылаясь на обстоятельства. Я не обсуждала с ней этот вопрос. Может быть, он, в свою очередь, был обманут. Может быть, он тоже не получил зарплату. Я не знаю всех обстоятельств.

Он не думал, что мне было так обидно, думал о работе, а не обо мне.

Пожалуйста, не торопитесь с этим списком, пишите его всю неделю. Обратите особое внимание на подчеркнутые слова в примере, опирайтесь на них.

 

Занятие 2

Страхи

Рассмотрим то, как наши страхи портят нашу жизнь и жизнь наших близких.

Напишите десять примеров того, как Вы переживали тревогу или страх в последнее время. Расположите эти примеры в следующей таблице:

Ситуация Что я переживала? Как я могу это кратко назвать? Как я прятала свой страх? Чего мне это стоило? Как я реагировала, нарушая свою безопасность? Вела ли я себя как трус, совершая поступки по своему страху, а не по своим принципам? Как это повредило моим отношениям с людьми? Что я могла сделать иначе со своим страхом?
Пример Сын не пришел домой ночевать. Страх, что с ним случилось что-то ужасное.

Страх его смерти.
Молчала, не разговаривала с мужем, потому что боялась плакать. Я волновалась, звонила ночью его друзьям, не могла спать, представляла ужасные картинки, и проигрывала, как я буду себя вести тогда. Я знаю, что сын против того, чтобы я звонила его друзьям. Я знаю, что представлять ужасы означает напрасно мучить себя. Мое состояние передавалось мужу, может быть, ему нужна была тоже помощь, но я ничего не могла сделать. Я чувствовала себя одинокой, муж, наверное, тоже. Сын пришел наутро и орал на меня. А я орала на него и плакала. Могла посоветоваться и молиться вместе с анонимными сестрами. Могла разговаривать с мужем и плакать, а он бы мог меня утешить, может быть. Могла написать эту историю в самоанализе.

Посмотрите, не повторяются ли страхи. Насколько они обоснованы? Насколько Вы беспомощны в них?

Может быть, у этих страхов есть и положительный смысл?

 

Занятие 3

Маловерие

Напишите список ситуаций, в которых проявилось Ваше маловерие.

Ситуация Что я чувствовала тогда? Моя вера в этот момент А как на самом деле? Что я чувствую теперь?
Пример Во время молитвы трудно удерживать внимание, отвлекаюсь мыслями на обычные заботы.

Вспомнила о Боге, только когда что-то нужно от Него.

Воспринимаю события как цепь случайностей, или как последствия моих ошибок, и чувствую себя их жертвой.

Нетерпение

Страх и боль.

Беспомощность.

Страх, обиду на Бога

Ладно, а кто же мои дела кроме меня делать будет?

Бог - инструмент, усиливающий мои возможности.

Бог не участвует в моей жизни, или может стукнуть, если что не так.

Он меня слушает, Он со мной в молитве.

Конечно, Он мне будет помогать, если это во благо. А если нет... нет. И будет помогать дальше.

Бог близко. Можно оглянуться, и Он здесь. Он многим несчастьям не дал случиться. И если плохо, то не «за что», а «для чего», в этом есть смысл.

Стыд и благодарность. Он снова меня слушает!

Недоверие и надежду.

Неловкость и интерес к Нему. Благодарность.

Пожалуйста, не торопитесь с этим списком, пишите его всю неделю. Посмотрите, меняется ли Ваше отношение к жизни в сегодняшнем дне от этой работы.

 

Самость

Ситуация Что я чувствовала тогда? А как на самом деле? А если посмотреть на ситуацию его глазами? Что я чувствую теперь?
Пример Заметила, что говорю непререкаемо: «еда пересоленая», «идет слишком медленно», «говорите громче»...

Сказала ему, как ему нужно поступить.

Мне нужно! (высказаться, обслуживание, внимание...)

Уверенность, нетерпение, раздражение

Я знаю, что ему делать! Делай давай! Не хочешь? Ну мучайся...

Нетерпение, гнев, возмущение.

Для меня слишком много соли. Он не дает мне пройти. Я его не слышу... Все Я.

Я не знаю всех обстоятельств. Мне не все видно. Он не глупее меня, взрослый и опытный. Я могу только сказать о себе.

Им тоже нужно, и они не хуже меня. Я же могу их пропустить.

Ей и так неловко, она же тоже это чувствует... Он не может быстрее... Он стесняется говорить…

Хорошо бы... но я боюсь... у нас такие тонкие отношения... нет, я не думаю, что это правильно..

Она не может терпеть. Пропустим ее. Пусть идет.

Неловкость. Стыдно. Хочется извиниться и помочь ему.

Уважение к нему. Доверие к его опытности. Готовность поддержать.

Неловкость, стыд. Им тоже было нужно, а я отняла...

 

Злоба

Ситуация Что я чувствовала тогда? Что я думала тогда? А как на самом деле? Что я чувствую теперь?
Пример Осуждение, высокомерие: пример: он не умеет писать грамотно, невежда. В наше время...

Враждебность, ссорилась, упреки, ругань:

Пример: упрекала сына за то, что он до сих пор не работает. Кричала, старалась его обидеть, уколоть.

Жестокость, мстительность:

Пример: сняла видео, как сын пьяный раздевался, чтобы спать, не в силах вылезти из штанов, так и лег. Показала ему на следующий день.

Уверенность и надменность

Жалость к себе, гнев, возмущение

Торжествовала: вот видишь?!!

Я лучше его, по крайней мере в этом. И вообще...

Трутень, на шее сидит, спиногрыз...

Теперь посмотришь, стыдно станет, начнешь меня слушаться!

Его не научили читать. Меня учили любви к книгам, и мне легко дается грамотность. Он пострадал от этого.

Он наркоман, и не выздоравливает. Не может работать. Мне бы не добивать его, я же хочу, чтобы он вставал...

Ему и так плохо, от видео еще хуже. Он не хочет это видеть, насильно не накормишь ни кашей, ни информацией.

Сожаление и неловкость.

Стыд, сожаление.

Стыд, растерянность: что же делать-то?

 

Лживость

Ситуация Что я чувствовала тогда? А как на самом деле? А если посмотреть на ситуацию его глазами? Что я чувствую теперь?
Пример Сын просил денег для интернета. - «Нет у меня».

На работе: «Вы обработали запрос?» - «Да, вчера».

«Беллингтон, знаете, такая собачка?» - «Да, конечно».

Раздражение

Стыд.

Неловкость

Есть, конечно. Но я не хочу, чтобы он сидел перед компьютером все время. И почему-то не могу ему об этом сказать...

Надеюсь обработать сегодня.

Я должна все знать

Говорю «нет денег», чтобы он отстал. А это важная тема, нужно говорить, что ему пора работать. Тогда и деньги будут. Вместо этого он ушел, вечером интернет опять работал... Так я и не знаю, где он деньги нашел. Выпросил?!

Забыла. Теперь надо прятаться, а то шеф увидит, что наврала ему.

Я могу не знать все породы собак. И вообще много чего другого. Стоит сказать - и все объяснят. Я от этого не становлюсь хуже.

Раздражение и злость.

Стыд, неловкость.

Какая глупость, и что это я...

 

Есть еще несколько тем, которые, возможно Вы захотите прописать в аналогичной таблице: зависть, ревность, обжорство, косность, жалость к себе... Выберите и другие недостатки, актуальные для Вас, и распишите их в похожей таблице.

Не старайтесь достичь полноты. Старайтесь отразить в работе по 4 шагу актуальные недостатки, и тогда все важное всплывает за несколько недель. Позвольте себе и остановить эту работу тогда, когда Вы чувствуете, что основная работа сделана. Теперь будем переходить к Пятому шагу.