Седьмой шаг

Мы смиренно просили Его исправить наши недостатки.

 


Занятие 1.

«И то, и другое»

 

Подумайте над фразой: «Я учусь искусству видеть в человеке – и в себе самой! – не только одну сторону, но и другую. Как бы человек ни ошибался, в нем есть правда. Поэтому я никого не осуждаю: я понимаю, что в этом человеке много добра. И я не обольщаюсь тем, что другой человек во всем абсолютно прав или совершенно добр: и самые замечательные люди ошибаются. Я учусь видеть «и то, и другое».

В нас есть основа, стержень, который не могут поколебать никакие ужасные поступки. В каждом человеке он есть. Это абсолютное добро, и оно точно есть. И потому, пока мы живы, мы еще можем исправиться. Как бы ни был ужасен поступок – он нам закрывает собой то, что за ним, а там есть добро. На него мы рассчитываем, и в близком – и в себе.

Поэтому в каждой жизненной ситуации Бог предоставляет нам выбор между трусостью, злобой, подлостью, осуждением – и мужеством, доброжелательством, честностью, верностью, любовью. У нас есть эта возможность сделать выбор! Но мы так долго ходили по ложным путям, что «протоптали дорожки» не туда, куда хотим идти.

Рассмотрите недостатки, выбранные Вами в Шестом шаге, приведите примеры их проявления в последнее время и рассмотрите другие возможности, ситуации «развилки», выбора разного способа Вашего поведения. Обратите внимание на противоположности недостатку, выбор, как правило, связан с ними. Например, противоположность обидчивости – прощение, основанное на понимание сути того, что произошло; противоположность страхам – доверие и обращение за помощью; противоположность эгоизму – заботливость и внимание к другим; противоположность гордости – доброжелательство и благодарность. Пусть даже это кажется фантастическим. Запишите Ваш анализ этих разных возможностей.

Заметим, что выбор не равнозначен. Бог присутствует при этом выборе и помогает Вам в одном решении, желательном для Него, - не помогая или даже препятствуя в другом. Попросите Его о помощи!

Например,сестра не поздравила Вас с днем рождения. Вы бы на ее месте, конечно, поздравили бы! – вот и позвоните ей, не дожидаясь ее дня рождения. Спросите, как дела. Вместо гордости – доброжелательство и благодарность за годы, прожитые рука об руку в детстве.

Например, начальница на работе при всех выговорила вам за опоздание, припомнив старые грехи, намекнула на увольнение. Сначала: страх, гнев – а сама?!, потом обида. Хорошо, промолчала, вспомнив, что надо подумать. Подумала: виновата, конечно, опоздала, и не в первый раз, и это дело начальницы – следить за дисциплиной. Форма выговора была обидной, но разве она не может ошибаться? Она хороший начальник, к сыну в больницу отпускала всегда, и дело знает. Ладно, пойду поговорю с ней, извинюсь, мир лучше ссоры. Господи, помоги! Пошла извинилась, а начальница тоже примирительно поговорила. Все наладилось.

Например, сын не пришел ночевать. Такое и раньше было, но, все равно, страшно, картинки жуткие перед глазами, сна нет. Вспомнила: «боящийся несовершен в любви». Встряхнулась: сидеть и дрожать – это любовь? Кто будет помогать ему там? Бог. Вот и иди молись! Сначала молиться было страшно, плакала, потом никак не могла сосредоточиться, читала молитвы только губами, но не оставила молитву, понимая, что это, может быть, помощь ему сейчас. И дело пошло. Спокойно, доверительно просила Бога уберечь сына и дать себе любви к нему. Наконец, почувствовала, что можно идти спать. Уснула тут же, проснулась – ботинки стоят. Слава Богу!

 

Подумайте над фразой:

Никто не в силах испортить мой день, кроме меня самой. Как я это делаю? Что я хочу в этом изменить?

 

Занятие 2.

 

Наши недостатки лишают нас мира в душе.

В своем ежедневном самоанализе рассмотрите все - даже малейшие! - ситуации, в которых Вы теряли мирное расположение духа.

Может быть, кто-то раздражает вас.

Может быть, Вы озабочены чем-то, беспокоитесь.

Может быть, Вы боитесь...

Какие Ваши недостатки томук виной? Что должно быть вместо них, чтобы Вы чувствовали мир с Богом, собой и другими людьми?

Посмотрите на уровне каждого дня, что лишает Вас мира. Попросите у Бога в этот момент - или хотя бы тогда, когда Вы это заметили - именно то качество характера, которого Вам не хватило.

Запишите этот опыт. Расскажите отом, что можете, на группе.

 

Занятие 3.

Активная жизненная позиция.

 

Как Бог может исправить наши недостатки? Например, обидчивость? Наивно было бы считать, что Он избавит нас от неприятных нам людей, или сделает нас такими «толстокожими», что нам будут безразличны их выпады против нас. Может быть, Он научит нас хорошо защищаться? Конечно, нет. Он научит нас прощать людей, и обиды не состоятся.

Раньше у нас не было выбора, мы «назначали ответственными» за свою жизнь других людей: «он меня обидел», «она меня не любит», «он должен», «он не имеет права» - и поэтому наша жизнь так плоха. Добавляла мучений еще иная тема: кто виноват. «Это я во всем виновата, зачем я…» или «Он вот это сделал, и вот это, и потому так все плохо». Теперь посмотрим, что мы можем сделать хорошего? Нам мешают страхи, обидчивость, низкая самооценка, осуждение. Что мы можем сделать хорошего в ситуации, которая нам дана? Что для этого нужно, о чем просить Бога?

Рассмотрим каждую трудную жизненную ситуацию как задачку в школе. Не беспокойтесь, эти задачки нам по силам! Надо только правильно подойти к ним.

Итак: что нам дано?Каковы условия задачи? Это то, с чем мы не боремся, не отвергаем, не приукрашиваем, не исправляем. Условия задачи – это то, что произошло с другими, и с нами тоже.

Например,Сын лег в детокс, пообещав потом поехать в реабилитационный центр для лечения от наркозависимости, и Вы оплатили детокс, чтобы избежать наркологического учета. Пролежав в детоксе половину срока, сын потребовал, чтобы Вы его забрали домой. После Вашего отказа он устроил драку в отделении, и его выписали домой. В реабилитацию, он, конечно, не поехал, в тот же вечер укололся опять, и Вы почувствовали себя использованной: он и не собирался выздоравливать, просто подготовил себя для следующего употребления! Досада и обида заполнила душу, Вы так надеялись на начало выздоровления!

Обратите внимание: наши чувства нам тоже даны. Это то, с чем нам надо поработать. Мы не можем просто не чувствовать их. Они есть, и это тоже реальность.

Есть еще скрытые условия задачи. Сын – наркоман. Он собой не управляет, у него все еще активная зависимость от наркомании, поэтому он стремится к употреблению любой ценой. Это не про его отношения с Вами, это его зависимость, которая Вас просто не замечает. Вы, с другой стороны, привыкли к созависимости: прямо сейчас положить его в больницу, обиды и скандалы – инструменты для этого.

Мы рассматриваем свои мысли, чувства и действия. Только свои, остальное бессмысленная трата сил. Каждый раз, когда нам захочется «запереживать» о том, что он мог бы, но не сделал, какой он – будем себя останавливать. Ошиблась ли я в чем-то? Вроде бы нет. Что во мне гонит меня к созависимым поступкам? Страх за него. Страх за себя. Именно страх создает это туннельное мышление: в больницу сейчас любой ценой! И обида, злость, осуждение становятся следствием этого страха. Что нужно, чтобы остановить это безумие? Со страхом поступают так: либо спрятаться, либо нападать. И в том, и в другом случае вам потребуется помощь! Может быть, стоит взять паузу, мы не обязаны действовать сразу! Нужно поговорить на группе, позвонить, успокоиться и попросить Бога о здравомыслии. Но слишком долго медлить мы не можем. Нам придется нападать на зависимость, - не на сына, конечно! – и нужны силы. В чем мы нуждаемся? В мужестве, конечно! Чтобы действовать не по страху, а по правде. В любви, которая изгоняет страх. И терпении, конечно, не все сразу исправится!

Молимся Богу о том, что необходимо нам для решения задачи. Просим его дать нам время на паузу, силы начать действовать мужественно в здравомыслии, по правде и любви, просим и о терпении. Повторяем эти просьбы во время действий.

Обдумываем план действий, советуемся. Раньше обман сына означал бы упреки, следы, обвинения, скандал и взаимные угрозы и оскорбления, еще больше усилившие обиду. Теперь Вы заметили выбор: кроме этого пути есть еще один. Вы предлагаете лечь в государственную больницу (сколько же можно платить?), и потом в РЦ – или остаться со своей зависимостью один на один. Только страшная сила зависимости и может показать тот же выбор Вашему сыну. Вы же вместе решили тогда выздоравливать – вот Вы и продолжаете, независимо от того, что решил Ваш сын. Он решил вернуться назад, но Вы не согласны менять курс. Поэтому дверь остается закрытой. Пойдет к друзьям? Пожалуйста, но придет же день, когда ему потребуется помощь! И еда, и кровать, и помощь – все ждет его в больнице. А Вы ждете его звонка оттуда, и Вы не использованы!

Действуем. Находим время поговорить с ним трезвым хоть 5 мин и спокойно, коротко ему все объясняем. Все выполняем, что наметили.

Все время смотрим на то, куда продвигается решение задачи. Каковы результаты?Получается ли у нас то, что мы задумали, и в чем просим помощи Бога? Например, он выслушал, обругал и ушел. Смотрим, не появилось ли новых условий нашей задачи? Путь к выздоровлению оказался труднее, чем казалось сначала, но он остается.

Благодарим Бога. Пока Он с нами, помогает и дает путь. Мы не знаем всех обстоятельств. Может быть, его сегодняшний путь – единственный из возможных. Бог знает, что впереди, и Он с нами в каждом добром деле. Слава Богу!

 

Этот список кажется длинным, но на практике это не так уж сложно. Это похоже на то, что мы решаем задачу под руководством Учителя, и Он помогает нам. Посмотрите на этой неделе, какие задачи Вам были заданы? Справляйтесь с ними по этому принципу, и поделитесь результатами на группе.

 

Подумайте над фразой: Бог мое просвещение и защитник моей жизни - чего мне бояться?