Четвертый шаг

Мы глубоко и бесстрашно исследовали себя и свою жизнь с нравственной точки зрения.


Внимание: личные примеры четвертого шага не будут читаться в кругу. Мы будем обсуждать только подходы к вопросам и вопрос для размышления.

 

Основы выполнения четвертого шага.

 

Поскольку зависимость включает гораздо больше, чем употребление наркотиков или алкоголя, и выздоровление должно включать больше, чем просто воздержание. Нам надо изменить свой взгляд на мир и изменить свою роль в этом мире.

Возможность и право проводить такое исследование самого себя дает нам совесть. Вы помните, как этот внутренний голос то упрекал вас, то ободрял, то как бы гнул к земле, а то и радовал. Это духовный инстинкт, который быстрее и яснее отличает добро от зла, чем ум. Кто следует голосу совести, тот не будет сожалеть о своих поступках. Совесть должна главенствовать не только над разумом, но и над чувствами, и над волей: она сердцевина духовной сферы, она — голос Бога в нас.

Этот голос находится вне нашего контроля. Как нельзя себя убедить без насилия, что мы сыты, когда мы голодны, так нельзя убедить себя в том, что мы поступили хорошо, когда поступок плох. Совесть действует в людях независимо от возраста, воспитания, уровня образования. Есть внутреннее убеждение, что за поступки так или иначе придется отвечать.

Бывает, что мы в суете, тревогах, наплыве чувств не слышим голос совести, но потом, придя в себя, мы слышим ее укоры. Есть тревожное чувство, что наши ошибки поставили нас как бы вне помощи людей и Бога, сделали нас одинокими в беде. Будто мгла, тьма на душе, и не видно, что теперь делать. Но мы знаем, что Бог поможет нам, если мы сумеем очистить свою совесть.

Если бы ошибки не притупили наше нравственное чувство, если бы совесть не «охрипла», показывая нам наше зло, мы могли бы слушать ее и слышать волю Бога всегда. Но совесть потеряла силу; ум и чувства, и воля искажены в нас. Но мы все еще можем выбирать, как нам поступить. Мы не механический «продукт» среды и своей зависимости, хотя они и влияют на нас. И именно совесть, чувство раскаяния показывает нам наличие нашей свободы. Наша нравственная ответственность за поступок доказывает, что он был свободен.

Покаяние открывает путь и дает средства к очищению совести, согласованию себя с ней. Это путь признания своих ошибок перед Богом с искренним намерением изменить к лучшему свою жизнь. Через чистую совесть начинает действовать Божья воля, которая руководит мыслями, чувствами, поступками человека (помните Третий шаг, наше решение осуществить это?). В этом нет насилия, наоборот, воля Божья тогда показывает выход из тупика, избавление от страдания, путь исправлению жизни. Более того, благодать Божья сама освящает жизнь, дает силы и возможность жить хорошо. В этом спасение самого человека, и тех, кто с ним общается.

Выполняйте работу по Четвертому Шагу письменно, в особой тетради, и обеспечьте конфиденциальность ваших записей. Выполняйте работу последовательно, не пропуская ничего и не перескакивая с раздела на раздел. Это поможет вам написать портрет себя, какой вы есть — а не каким хотите быть. Самое важное для этого — честность. Вспомним еще раз: честность, открытость и готовность — вот три условия успеха при лечении зависимости от алкоголя и выздоровления в программе. Старайтесь не прерывать работу надолго, но и не торопитесь. Завершите ее за обозримый срок (1-2 месяца), иначе вы потеряете видение целого. Мы делаем этот шаг настолько полно, насколько можем сейчас. Может быть, мы еще не раз повторим его. Но сейчас нам нужно увидеть себя целиком — иначе наше выздоровление остановится, а затем пойдет вспять.

Позаботьтесь о том, чтобы в этом исследовании вы основывались на фактах (которые нужно записывать), из которых затем вы сделаете выводы. Не является исследованием «голое» перечисление фактов, это только напрасное страдание. В свою очередь, «голые» выводы, не основанные на фактах, не стоят ничего. Итак, факты, факты — и вывод, достаточно ясно обоснованный этими фактами.

Перед тем, как начать эту работу, нужно помолиться Богу, чтобы Он помог вам в исследовании себя.

 

Четвертый шаг: «Глубоко и бесстрашно оценили себя и свою жизнь с нравственной точки зрения»

 

1. Достоинства

 

Начнем с достоинств, они тоже являются частью нашего исследования себя. В Третьем шаге мы уже рассматривали свое представление о Боге. Отталкиваясь от него, рассмотрим и свои хорошие черты.

1. Каковы главные нравственные качества Бога, в Которого вы верите? Что Ему свойственно?

2. Посмотрите на себя. Вы нашли в себе что-то, хотя бы отдаленно похожее? Может быть, в зачатке, искаженное, но именно это сходство и сделало возможным ваше обращение к Богу. Поэтому так важно увидеть в себе проблески Образа Божьего, чтобы на них построить весь смысл остального выздоровления.

Какое отражение этих качеств вы видите в себе? Перечислите их как можно более подробно. Каждое подтвердите кратким примером из вашей жизни.

3. Вспомните, как вера (доверие), надежда и любовь сохранили вашу душу, когда вы употребляли наркотики/алкоголь. Приведите примеры. Какое место они занимают сейчас в вашей душе? Что с ними происходит в выздоровлении? Приведите конкретные примеры.

Нередко мы сами не видим в себе то, что видно со стороны другим людям. Чему они радуются в вас? Вспомните их слова…. Расспросите их сейчас! Маленькое упражнение на смирение и понимание: составьте список из 8 разных людей, которые более или менее вас знают. Подойдите к каждому из них, и поговорите о том, что они ценят в вас. Скажите, что делаете психологическое задание (если не сможете сказать им про Четвертый шаг), и запишите то, что они скажут. Не возражайте им, только собирайте информацию, прося подтвердить ее, по возможности, примерами: «Что ты имеешь в виду? Как это было?». Проанализируйте совпадения и различия. С чем-то вы можете не согласиться, тогда не пишите это в свой Четвертый шаг. Но если разные люди, не сговариваясь, говорят об одном, может быть, они правы?

4. Что хорошего видят в вас те, кто вас любит? Что из слов других людей вы принимаете и с чем не соглашаетесь? Почему?

5. Можете ли вы быть благодарным? Вспомните тех, к кому вы сейчас чувствуете благодарность, и за что.

Итак, перед нами вырисовывается портрет хорошего человека. Какие-то черты видны. Какие-то угадываются, точно должны быть где-то под слоем чужого, наносного. Что-то, к несчастью, утрачено… Что-то и непонятно, было ли…

6. Хороший ли вы человек? Можете ли вы без внутренней тревоги, что лжете, сказать это со спокойной уверенностью? Видите ли вы сейчас в себе хорошую, добрую основу?

7. Видите ли вы что-то особенное, свойственное только вам? В чем ваша уникальность?

Поблагодарим Бога за добро, которое Он вложил в нас. Увидим теперь свои заблуждения и недостатки, искажения добра в нас, попросим Его дать нам силы и мужество видеть правду. И все время будем помнить, что вы — хороший человек. Если усомнитесь — вернитесь к этой части и верните себя к реальности.

 

2. Недостатки

 

Одна из самых главных бед наркомана или алкоголика — жизнь в придуманном мире, предложенном зависимостью от наркотиков и алкоголя. Это странный мир, где нас не любят: мы должны завоевывать свое «место под солнцем»; где все изменчиво и страшно, но легко спрятаться, просто «сунув голову в песок»; где обиды не прощают, а «платят» за них и т.д. Мы пытаемся привести свое поведение и позиции в соответствие с этим придуманным миром — и терпим провал. Этого мира не существует, мы воюем с призраками, но это действительно нам дорого стоит: мы сами начинаем жить по законам придуманного мира. Наши «недостатки» — свойства этого мира. Сейчас мы хотим увидеть мир таким, какой он есть, и поставить себя в соответствие этому настоящему миру. Что же в нас от того, придуманного мира?

 

Искаженное представление о себе (самооценка).

Всепоглощающие чувства вины

Осуждение других

 

Мы редко рискуем посмотреть на себя прямо, без «увеличительных» или «уменьшительных» искажений. Мы давно играем в эту игру: нас унижают, ругают, говорят, что мы ничего не стоим. Предполагается, что мы испугаемся и исправимся. Мы же, наоборот, либо вынуждены считать себя всегда правыми, защищаться слишком поднятой самооценкой (а как же нам еще себя защитить?), либо, что еще хуже, верим этим разрушительным обвинениям и опускаем руки: у нас все равно ничего не выйдет, ничего никогда не получится.

Мы не согласны только на одно: прямо увидеть свою жизнь, принять правду: кто я есть на самом деле? Приведите примеры в ответах на следующие вопросы:

1. Ощущаете ли вы в себе чувство неполноценности, непригодности к тому, что от вас требует жизнь?

2. Ищете ли вы одобрения других людей? Как вы себя чувствуете, если вас не похвалили?

3. Приходится ли вам оправдываться перед собой? Перед другими людьми? Что-то доказывать себе или другим? Автоматически искать объяснения каким-то своим неудачам?

4. Считаете ли вы, что должны быть лучше других, или быть первым? Что вы чувствуете, когда первым оказывается другой человек?

5. Сознаете ли вы ограниченность своих возможностей, как вы миритесь с этим?

6. Знаете ли вы свои способности? Хотите ли вы их использовать?

 

Есть два чувства вины. Одно возникает в нас, когда мы поступили не по совести, вольно или невольно нанеся кому-то ущерб. Это вполне реальное чувство, и было бы ужасно, если бы мы от него навсегда избавились.

Но есть и придуманное, нереальное чувство вины, которое поглощает человека целиком, лишает его надежды на прощение, делает его «тварью дрожащей». Это бывает тогда, когда мы берем на себя вину за все, что было и не было нашей ошибкой. Надо разобраться, какая вина подлинна, а какая — не наша, присвоенная. Вот некоторые примеры того, за что мы отвечаем, а за что — нет; соответственно, за что адекватно чувствовать вину, за что — нет.

- Я не отвечаю за то, что заболел наркоманией. Я вел себя рискованно, но я не предполагал, что такое может случиться.

- Я отвечаю сегодня за то, чтобы выздоравливать. У меня есть реальные средства и пути, и помощь на этих путях.

- Я не отвечаю за то, что мой друг умер от передозировки. Я не мог ему помешать.

- Я отвечаю за то, что «подсадил» его. Я не знал, чем это кончится, но я уже был наркоманом, и знал, что такое зависимость. Я это сделал для своего удобства, он мне нужен был, чтобы продолжать легко употреблять.

- Я не отвечаю за свою трезвость. Я зависим, есть тяга, наркотик сильнее меня. Я могу ошибиться.

- Я отвечаю за то, чтобы свести риск ошибки к минимуму (например, удерживать границы, продолжать выздоровление). Я отвечаю за то, чтобы в случае срыва вернуться сразу в программу. Я отвечаю за постоянный поиск помощи Бога и обращение ко всем, через кого Он мне помогает.

7. Перечислите, за что вы чувствуете себя виноватым. Постарайтесь вспомнить по одной -две ситуации из многих похожих. Подробный поименный список вы будете делать в Восьмом Шаге. Сейчас — главное.

8. Перечислите, в чем вы не виноваты, но несли на себе груз ложной вины. К чему это приводило?

9. Есть ли такие поступки, за которые, как вы думаете, вас нельзя простить?

Осуждение и высокомерие могут неожиданно появиться в выздоровлении. Случалось ли вам снисходительно смотреть на новичков, осуждать кого-то на собрании, точно зная, что вы не делали бы на его месте? Как вы относитесь к братьям по сообществу, когда они под влиянием тяги уходят из программы? Отказываются следовать рекомендациям? Как вы относитесь к нетрезвым людям в метро? Вы действительно думаете, что вы так низко не падали? А в сегодняшнем благополучии — разве это ваша заслуга, чтобы ею гордиться?

Осуждение других людей – всегда ошибка. Во-первых, мы невольно «накрываем» своей негативной оценкой поступка человека и его самого, вешая на него «ярлык», что наверняка неверно. Представляете, какие бы на нас самих были гирлянды «ярлыков» за все, что мы натворили в употреблении! Разве это правда про нас? Во-вторых, даже и отделив поступок от самого человека, осуждая поступок, мы как бы возвышаем себя над ним. Но, подумав хорошенько, мы непременно найдем в своей биографии если не подобные поступки, то уж точно не лучше. Как же мы можем осуждать кого бы то ни было?

10. Вспомните примеры высокомерия и осуждения других в вашем выздоровлении. Что вы чувствуете по этому поводу?

 

Страх

 

Как любое чувство, страх сам по себе ни хорош, ни плох. Он часто дает правильную информацию о мире и о нас самих, помогает жить, например, помогает избежать опасности. Страх Божий, понимаемый как трепет перед Богом — целителен. Но когда страх становится постоянным спутником человека, когда все в мире вызывает страх — это скорее информация не о мире, а о себе. Такой страх мучает и разрушает. Этот страх — почва, которой питаются наши недостатки.

1. Боитесь ли вы просить о помощи других людей?

2. Можете ли вы довериться человеку сразу, без предварительной проверки? Что вы тогда чувствуете?

3. Принимаете ли вы новые заботы легко, как следующую цель в цепи многих, или вы стремитесь избежать их, спрятаться от новых задач?

4. Перечислите ваши обычные страхи, например:

страх неизвестного…

страх перед ответственностью…

страх боли… страх чувствовать…

боязнь, что о нас плохо подумают или будут говорить…

боязнь неудачи…

cтрах того, что у меня никогда не будет того, чего мне очень хочется иметь, или что я потеряю то, что имею…

cтрах болезни и смерти…

cтрах утратить чувство собственного достоинства…

cтрах того, что наконец-то все увидят, какой я на самом деле…

cтрах обрести что-то, что можно потом потерять…

и многое другое…

Стараясь избежать этих страхов, мы жили как-то наполовину, шли рядом с событиями жизни, но не рисковали окунуться в них и жить полной жизнью. Мы боялись мнения людей о себе, и в результате были одиноки. Наркотики или алкоголь спасали нас от этих страхов, но после кайфа нам становилось еще страшнее. Пытаясь защититься от страха, мы платили высокую цену обмана, лжи и боли, эта цена слишком высока для других и нас самих. Эгоистичный, своекорыстный страх — нам нужно увидеть его, чтобы он больше не мог разрушать нашу жизнь.

6. Посмотрите на предыдущий ответ на вопрос. Почему вы боитесь?

7. Вызван ли страх убеждением, что вы можете полагаться только на себя?

8. Как страх проявляет себя сегодня?

9. Как вы пытались его скрывать?

10. Чувствуете ли вы страх довериться Богу в том, что Он справится с вашими бедами? Чем вызвано ваше недоверие?

 

Гордость [1]

 

Мы воспитаны в вере в человека: «Человек — это звучит гордо». Это не только наследие коммунистической эпохи. Современная психология тоже проникнута верой в безграничные возможности человека и абсолютную ценность «я». «Права человека» стали первым аргументом в любом споре.

Это только наполовину правда. Каждый человек уникален и хорош в своей основе. Но мы живем не в раю, и в человеке есть слабина. Права человека заканчиваются там, где они начинают нарушать права другого человека. И тут мы не можем устоять! Без Бога наша уникальность и достоинство вырождается до уродливых разрушительных форм. Наркоман и алкоголик, как никто, это хорошо знает. Надежды на себя рухнули. Как бы ни был зависимый человек ни был умен, добр, высок духом, зависимость разрушит это до основания, и сами мы не могли восстановить себя и свою жизнь.

1. Как Бог противился вашей гордости и помогал, когда вы смирялись?

2. Попробуйте найти в своей жизни хорошее, за которое вам не надо благодарить никого, ни людей, ни Бога. Проанализируйте то, чем вы раньше гордились.

3. Ищете ли вы исключительно ваш собственный путь в выздоровлении, не следуя рекомендациям Программы?

4. Как вы реагируете на обоснованную критику? Какова первая реакция? А потом? Как вы принимаете факт, что были неправы?

5. Часто ли вы спорите, злитесь, когда другой не хочет принимать вашу точку зрения?

6. Вы хвастаетесь?

7. Часто ли вы перебиваете другого, недослушав, думая, что вам уже все понятно?

8. Отрицательно ли вы относитесь к начальству, властям? Почему? Чувствуете ли вы себя униженным, если приходится подчиняться?

9. Можете ли вы вспомнить примеры проявления гордости «наоборот»: «я – самый-самый плохой!»? К чему она приводила?

 

Безмолитвенность и безверие

 

1. Приведите примеры, как практически сегодня осуществляется ваше решение поручить Богу себя и свою жизнь:

- когда страшно;

- когда, несмотря на все ваши усилия, ничего не вышло.

2. Вспомните примеры своего маловерия или безверия. Как вы тогда живете?

3. Можете ли вы вспомнить примеры своего недоверия Богу? С чем это было связано?

Грех мешает человеку молиться, отделяя человека от Бога. Это отделение может быть настолько сильным, что полностью прекращает всякое стремление к молитве.

4. Вспомните, когда молитва была трудной или вовсе пропадала на какое-то время. С чем это было связано? Что послужило толчком к возвращению молитвы?

Молитва — это диалог с Богом, в котором мы слышим только свой голос. Но Бог, несомненно, отвечает нам, и мы видим это в изменении своей жизни. Так говорить очень трудно, молитва «своими словами» так бедна, мы не умеем молиться! Молитве учатся среди тех, кто молится. Есть парадокс: молитва – это искусство и большой труд, но молиться может каждый. Нужно просто встать перед Богом, как перед Отцом и по-детски попросить Его о помощи. Нет, и не может быть неправильной молитвы, кроме одной: «Господи, сделай, как я хочу». Поэтому вслед за нашими просьбами мы повторяем: «но пусть будет Твоя воля, а не моя».

5. Учитесь ли вы молитве? Кто ваши учителя в молитве?

6. Мог ли Бог Сам быть вашим Учителем? Как это было?

 

Самость (Самомнение, самодовольство, самонадеянность…); Властность; Непослушание, дерзость; Своеволие; Нетерпение; Потеря способности удивляться; Потеря самоиронии

 

Человек, полный самомнения и самодовольства, не умеет слушаться. На все, что ему сказано, он будет возражать и отстаивать свое мнение, как единственно правильное. Поэтому ему нужно все объяснять и уговаривать его, а он будет спорить и не соглашаться. Перед каждым действием он тратит так много сил на пререкания! В них он подчеркивает свою важность и для этого пренебрежительно говорит с собеседником. Он дерзит старшим, родителям, начальникам – тем, кого он по положению своему должен был бы слушаться.

Поэтому ему трудно чему-то научиться, потому что именно слушаясь, мы учимся, выполняя то, что нам предложено делать теми, кто умеет. Такой человек заранее «сам все знает», и потому не может научиться.

Если же появляется возможность командовать, он не упустит ее, и во всей красе покажет свое самомнение и самодовольство. Власть его разрушительна: он только тешит свою гордость, но отнюдь не пытается хорошо сделать дело, и потому ни с кем не советуется. Если дело будет им провалено, он обвинит тех, кем пытался командовать, и будет уверен до конца, что он-то точно был прав!

1. Можете ли вы вспомнить примеры своего непослушания, дерзости, властности в активной зависимости? Как это выглядит сейчас, в выздоровлении?

Своеволие – это протест против того, что Бог хочет: поделиться, быть честным, трудиться, помогать другим, быть любезным и приветливым – а хочется закрыться, солгать в свою пользу; ничего не делая, получать деньги и срывать на других свое плохое настроение. Нам удобнее второе, и поэтому мы так и делаем, как бы не обращая внимания на то, что воля Бога нам известна. И, когда мы получаем плоды своеволия – в этом случае тягу, недоверие, разочарование и гнев, - мы считаем, что Бог нас обидел, что Он к нам несправедлив! Мы похожи на детей, которые, не слушаясь, хватают горячий чайник, а потом плачут от боли.

2. Какие примеры своеволия вы можете вспомнить в выздоровлении? Каковы были последствия?

Противоположность гордости – смирение. Это способность сохранять мир с людьми и Богом даже в трудных для себя обстоятельствах, способность решать проблемы, а не бороться с людьми. Научиться смирению трудно, и первая ступенька здесь – научиться терпению. Взрослый человек умеет переносить боль, неудобство, голод – и душевную боль, трудные отношения с людьми, отсутствие чего-то важного. Самостный человек не хочет терпеть, как маленький ребенок, ему нужен физический и душевный комфорт, и прямо сейчас! Почему он должен терпеть, другие люди его не интересуют!

3. Видите ли вы в себе проявления нетерпения? Как это связано с вашим своеволием?

Совесть — это голос Бога в душе человека. Бывает очень опасное состояние души человека, когда он не слушает свою совесть, а вместо нее выстраивает разные рассуждения, оправдывающие его неприглядные поступки. Слушая ложные оправдания своим поступкам, человек и не может услышать правду!

4. Вспомните примеры того, как голос совести останавливал вас — а вы заглушали его.

Мир прекрасно и закономерно устроен. Удивительно, насколько избыточна красота в крошечном растении, насколько согласованны законы природы, поражает красота души человека, когда она немного приоткрывается нам. Удивительны «совпадения», а на самом деле явное вмешательство Бога в вашу жизнь, открывшую вам возможность выздоровления и поддерживающее его до этого дня!

5. Сохранили ли вы способность удивляться действию Бога? Как это было?

Улыбка, способность посмеяться над своими «успехами» и «заслугами» нередко защищала нас от самомнения и самодовольства. Добрая улыбка сглаживает и ставит на место нас в отношениях с людьми, да и с самими собой. Конечно, улыбка над собой — не над другими. Когда же самость захлестывает нас, мы теряем и эту защиту, и ох, как же глупо мы тогда выглядим!

6. Можете ли вы с иронией отнестись к своим поступкам? Какую роль юмор играет в вашей жизни? Чего вы достигаете им?

7. Над чем и кем вы чаще всего смеетесь?

 

Эгоизм, эгоцентризм (главное — «я», остальные — вокруг меня, для меня или против меня); Пренебрежение семьей; Неуважение к родителям.

 

Этот недостаток тоже плод гордости, но он выглядит более примитивно. Это забота исключительно о собственном комфорте, удовольствиях – остальное неважно. Эгоист похож на маленького ребенка, который искренне убежден в том, что весь мир существует для него, и потому все, что ему нужно или хочется, он должен получить. При этом все нужно получить задаром: прилагать усилия для достижения своих целей мы не согласны! Психология потребителя лишала нас друзей и вообще не позволяла видеть мир, населенный другими людьми.

1. Приведите три примера ваших эгоистичных поступков.

2. Требовали ли вы чего-то в активной зависимости, что слишком дорого стоило вашим родственникам? Как вы это делали? Есть ли похожие поступки сейчас, в выздоровлении?

3. Пытаетесь ли вы словчить, обмануть или иным подобным путем добиться каких-то преимуществ для себя? Считали ли вы себя правым?

4. Делитесь ли вы своим временем, вниманием, силами, материальными возможностями с близкими? С другими людьми?

5. Занимаетесь ли вы служением в сообществе выздоравливающих? Каковы ваши мотивы?

6. Какое место в вашей жизни занимает семья? В вашем сердце, в мыслях, поступках?

Почитание детьми своих родителей — одна из величайших добродетелей. Родители прощали нам все. Прощаем ли мы их? Помним ли о них? Помним ли о том, что они — пожилые, больные, ничего не понимающие, даже агрессивные, любые — все равно наши родители, и потому «старшие»? Способны ли мы оставить гордыню «я уже взрослый!», эгоизм «мне самому надо», жестокосердие и смириться перед этим очевидным фактом всей нашей жизни: это наши родители, и за один этот факт они достойны уважения и заботы?

Многие наркоманы и алкоголики по молитвам родителей получали облегчение своих страданий и возможность выздоровления. Может быть, мы и живы благодаря этим молитвам, и это дважды данная нашими родителями жизнь.

7. Уважаете ли вы своих родителей? Какое место они занимают в вашем сердце? А в поступках?

Любовь — это стремление отдавать, радоваться другому человеку — не забыв о себе, но вместе с самим собой, вдвоем. И потому это — противоположность эгоизму.

Любовь видит суть человека и любит ее, не отталкиваясь от грязи и боли, которые сверху на нее налипли, но с состраданием проникая их насквозь. Есть что-то такое в этом игнорировании нечистоты, видении сути, что пробуждает силы в любимом человеке исходить в своей жизни именно из этой сути, а не из грязи. И потому любовь — спасительна.

8. Любите ли вы своих близких?

9. Вы молитесь о тех, кто ушел? Вспоминаете их?

Часто можно слышать: я выздоравливаю ради себя! Имеется в виду: не потому, что мама заставляет. Но может быть и «перехлест»: только ради себя! Вспомните, кто помогал вам вставать на ноги? Когда вы были в употреблении или в срыве, какую роль сыграла в вашем возвращении к трезвости любовь к близким, а значит, и ответственность пред ними? И, наоборот, к чему приводила позиция: это мое дело, отстань?

10. Как вы думаете, выздоровление — только ваше личное дело?

 

Создание себе предмета поклонения (деньги, наркотики, секс, идеи и пр.)

 

Известно, что для наркомана рано или поздно наркотик занимает главное место в системе ценностей. Для того, чтобы он был, человек согласен пожертвовать всем остальным. Но часто бывает, что этот процесс создания себе бога-наркотика предварялся другими идолами. Например, человек считает для себя настолько важным секс, что готов поставить под удар любовь (измены); считает настолько важными деньги, что ради них «забывает» о друзьях (предательство); ради идеи свободы согласен пренебречь конкретными людьми, часто близкими. В «сухие» периоды наркоман, лишенный наркотика, ставит на его место временно другого идола, «ударяясь» в безудержные сексуальные «приключения», неистово стремясь заработать много денег любыми путями (и тут же их теряя в срыве), попадая в игровую зависимость, зависимость от «порно» и пр. Похоже, все эти вещи одного порядка.

1. Какие идолы вы видите в своей жизни в прошлом? В настоящем? К чему привело стремление к ним?

2. Как бы вы могли сформулировать главные ценности в вашей жизни сейчас?

3. Что среди них самое главное?

Очень важно понять: является ли такой сверхценностью выздоровление? На первый взгляд — да, ведь не будет выздоровления, не будет и всего остального в нашей жизни. Но вот вопрос: а Бог тогда лишь служит этой сверхценности? Или наоборот? А как рядом с выздоровлением чувствуют себя другие ценности в жизни?

4. Как вы видите место выздоровления в вашей жизни? Есть ли что-то большее?

Вспомним, наркотик отнюдь не сразу показал нам свое подлинное лицо. Сначала мы гнались за призраками: хорошее настроение, облегчение трудностей, кайф, включение в «тусовку», «крутость», избранность… Стоит нам начать служить этим божкам, принося им в жертву самое дорогое для нас, как за этими знакомыми и заманчивыми целями начинает вырисовываться одно … Это похоже на маски, которые надевает на себя некто, убегая от нас, заманивая нас ими, и мы в безрассудной погоне вдруг обнаруживаем себя уже вне знакомого мирного пространства, без помощи и с чувством неясной тревоги. И тут этот некто снимает маску, и мы видим его подлинный облик. Он безысходно страшен. Каждый наркоман знает это — видел сам.

5. Как вы думаете, каковы те маски, которые еще могут вас увлечь? Чего вам надо опасаться?

 

Обида; Злость; Вражда; Мстительность; Злорадство; Насилие, Жестокость

 

1. Ожидаете ли вы, что другие люди будут соответствовать вашим ожиданиям и пожеланиям? Что происходит, если они не соответствуют? Приведите примеры.

2. Делаете ли вы различие между человеком и его поступком? Можете ли вы не одобрять и даже возмущаться поступком человека, при этом действительно хорошо относясь к нему самому? Уважаете ли вы его просто за то, что он — человек?

3. Вы действительно поступаете в соответствии с этим?

Гнев, обида, злость привязывают нас к неприятному нам поступку и самому человеку, мы никак не можем оставить, простить, отодвинуть от себя неприятное событие, вновь и вновь «пережевывая» его. Похоже, что обиды дорого нам стоят!

4. Позволяете ли вы, чтобы ваш душевный покой определяли другие люди? События?

5. Вспомните молитву о душевном покое. Как она связана для вас с гневом и обидой?

Гнев и злость рождаются, когда мы видим, что мир устроен не так, как нам хочется. Отличие между ними существенное: гнев направлен на человека, чтобы остановить его в том, как сейчас поступает, это невыносимо для нас! Когда мы достигаем цели, гнев проходит. Поэтому гнев, адекватно выраженный, может привести к добрым плодам. Злость – нет, потому что она имеет цель отомстить человеку за причиненную им мне боль, причинить ему зло. Отплатив человеку тем же, мы становимся так же плохи, как он, и зло в мире растет. Поэтому злость может кипеть годами, наполняя нашу душу.

6. Что вам свойственно в неприемлемых для вас ситуациях: гнев или злость? Приведите примеры.

7. Пытаетесь ли вы сводить счеты с другими людьми?

8. Бываете ли вы жестоки в гневе, т.е. в желании поступить так, как вам хочется, вы не обращаете внимания на физическую иди душевную боль другого человека? Замечали ли вы, что люди вас избегают?

9. Переносите ли вы свою злость, гнев с сильных людей на более безопасные объекты (кричать на детей, кошку)?

10. Совершали ли вы насилие в гневе или обиде по отношению к другим? В каких формах?

11. Напишите список тех людей, обстоятельств и событий, к которым вы чувствуете сейчас гнев, обиду, злость. Сделайте это в виде таблицы:

 

Кто?

На что гнев - обида, злость? Задета ли моя гордость, как? Вызывает ли эта ситуация страх? Почему? Какой вклад я внес в развитие конфликта?

 

 

 

 

 

 

Какие выводы вы могли бы сделать из этого анализа?

12. Что мешает вам простить этих людей?

 

Мы призваны к миру. Смирение — это мир в душе с Богом и людьми. Нам очень трудно простить. Не хватает душевных сил отпустить от себя навязчивые мысли, гнев накатывает волна за волной. Есть четыре вида работы, которую нам можно делать, чтобы выкорчевать обиду из своей души:

 - Каждый раз, когда обида проявляет себя: «Как же он мог так поступить!» - мы находимся в позиции «прокурора». Значит, должен быть и «адвокат»: не отвергая факта поступка, найдите смягчающие обстоятельства, которые позволяют взглянуть на ситуации несколько иначе. Делайте это каждый раз, когда в вас проснется «прокурор».

 - Надо включить в обычные ежедневные молитвы молитву за своего обидчика.

 - Хорошо бы повспоминать собственные похожие, или даже худшие поступки. Они точно есть. И какие мы тогда судьи, если и сами так поступали?

 - Нужно делать для этого человека маленькие добрые дела: принести чашку чаю, купить шоколадку, защитить его перед кем-то, уступить ему в чем-то. В крайнем случае, если он тоже ожесточен, можно делать это так, чтобы он не знал.

Ну и работа! Меня обидели, и я еще должен это все делать?! – Если мы хотим жить в душевном мире, не давать обиде съедать нас изнутри – придется поработать. Обижаться, оказывается, довольно хлопотно…

13. Готовы ли вы захотеть простить тех, на кого сегодня еще обижены и злы? Готовы ли вы потрудиться для этого?

 

Уныние; Подавленность, депрессия; Отчаяние; Жалость к себе: «Бедный я!»; Самоубийство

 

Самая страшная беда в жизни — уныние, безнадежность. Человек теряет всякую надежду на помощь, не видит выхода, опускает руки и «сдается» своей болезни. Это надо отличать от нормальной физиологической реакции организма на отмену наркотика. Уныние, депрессия духовная нападает на человека вдруг, уже не в прямой связи с употреблением. Болезнь ждет, и наваливается на человека в трудной ситуации серой мглой, неподвижностью, жалостью к себе. Бывает, что и на жалость к себе не остается места в душе, только засасывающая воронка какой-то духовной пустоты.

1. Вспомните состояния уныния и безнадежности в своей жизни.  Что помогало вам выйти из них?

Нередко наркоман мечтает уйти из жизни и покончить с муками тяги. На это есть такое высказывание в АН: что не пережил здесь, унесешь с собой в мир иной. Тела там уже не будет — не употребишь наркотик, а вот муки тяги — муки души — останутся в вечности…

2. Расскажите о своих мыслях и попытках самоубийства. Вы предупреждали о них? Кого? Почему? Что спасло вас?

Уныние не имеет реальной почвы. Человек поверил не Богу, а… кому? Кому выгодно уныние наркомана? Это поворот от Бога к «другому», своего рода измена, предательство. И потому выходом из депрессии может быть только возвращение назад. К тем, кто любит нас, и кого любим мы.

3. Кто любит вас? Расскажите о них.

Как насчет радости? Начало всякой ложной веры — неумение радоваться, вернее — отказ от радости.

4. Чему вы радуетесь в выздоровлении?

 

Трусость; Нечестность; Воровство; Предательство; Безответственность; «Замороженные» чувства, отрицание их: рационализм; цинизм: «все позволено».

 

Все люди боятся в опасных ситуациях. Трус, как и все, чувствует страх, но это так мучительно для него, что он совершает подлость, пренебрегает долгом, как он его понимает, и уходит из опасной ситуации. Например, испугавшись громилы, человек не вступился за обиженного слабого мальчишку, а ушел, не оглядываясь. Он понимает, что надо защитить слабого, это его принцип, но он — испугался. Ему не хватило мужества.

1. Приведите примеры вашей трусости, о которых помнит ваша совесть.

Где взять мужество? Что дает человеку возможность быть храбрым, честным, отвечающим за себя — и, может быть, за других! — способность видеть правду о мире и о себе, быть духовным? В последнем слове ответ на этот вопрос. Жизнь по благодати, в помощи Божией — только тогда жизнь устраивается так. Именно устраивается — не нами! — а Богом, чтобы через нас светило Его мужество, Его любовь к людям и ко мне, а потому и Его ответственность за нас, Его высшая честность. Жить по благодати и значит жить духовно. Духовность — это вовсе не концерты и выставки, даже не чтение Библии. Это жизнь по Богу, с Ним.

2. Вспомните о встречах с людьми, через которых к вам шел Свет Божий. Как это было? Какой след оставили эти люди в вашей душе? 

Наркоман и алкоголик, к сожалению, вынужден жить нечестно. Мы добывали вещество любыми способами. Нам приходилось обманывать и воровать. Начав выздоравливать, мы старались отойти от прежних дел и знакомств, осознавая, что прежний образ жизни быстро приведет нас вновь к употреблению. Многим из нас удалось «завязать». Некоторые все так же не могут остановиться, уже не употребляя наркотики или алкоголь.

3. Напишите о воровстве и мошенничестве в вашей жизни. Избегайте деталей.

4. Какие вы можете назвать предубеждения и другие оправдания, которые помогали вам не стыдиться воровства и мошенничества?

В зависимости мы часто попадали в кризисные ситуации, и, чтобы выбраться из них, многие из нас предавали товарищей. Предательством пронизана жизнь в употреблении. Начиная с измен, или с того, чтобы одному все употребить или выпить, и заканчивая участием в «контрольных закупках» наркотика, где наша свобода покупалась ценой огромного срока заключения для бывшего товарища по употреблению, – всего не перечислить. Мы учились глушить голос совести, стараясь избежать наказания за предательство, пребывая в агрессии на весь мир… «Больше всего мы повредили себе».

6. Какие факты своего предательства вы можете вспомнить?

7. Напишите примеры своей безответственности.

Наркотики и алкоголь привели нас к безысходности, злости, отчаянию, страху… Это было очень трудно вынести, и мы перестали их чувствовать: мы «замерзли». Так было спокойнее и легче, но мы перестали видеть мир таким, как он есть, и перестали видеть самих себя. Мы «ослепли» - вот настоящая цена «замороженных чувств». Более того, мы стали бравировать своей эмоциональной тупостью, нам все хотелось чего-то «остренького», и мы стали жестоки, циничны. Нам стало нравиться дразнить людей, и доставляло странное удовольствие видеть, как их задевают наши слова и поступки…

8. Приведите примеры своего цинизма и жестокости. Говорили ли вам люди об этом?

 

Зависть; Критицизм; Ревность; Похоть; Болтливость

 

Зависть - это болезненная потребность замечать и страдать от того, что у других есть — а у меня нет! В жизни завистливого человека нет места благодарности и радости: обиды, упреки и судорожное подсчитывание благ другого занимают нас гораздо больше. Когда завистник у власти, это разрушительно для всех вокруг. Вспомним хотя бы историю нашей страны от «раскулачивания» и «отнять и поделить» до сегодняшних политических страстей. Жалки мы в зависти, можем только отнимать у других, ничего не строя самостоятельно, но и разрушительны для себя, так как не позволяем благодарности лечить наши души.

Одна из больших проблем в жизни выздоравливающего человека — деньги. Нам немедленно хочется иметь много денег, для нас это признак независимости, благополучия, мы можем себе позволить разные маленькие удовольствия — и так легко забываем простую вещь: благополучие, душевный покой и радость не покупаются за деньги. Вдруг мы чувствуем, что мы хотим купить на эти деньги совсем другое: наркотик или алкоголь. Немногим отличается от этого и стремление любой ценой (тягой, злостью, крайней усталостью и пр.) заработать как можно больше денег. Многие из нас срывались именно на этом пути.

1. Как вы относитесь к деньгам? Какие у вас границы на деньги?

2. Чем вы жертвуете сегодня ради денег? Почему?

3. Какова ваша первая реакция на новость, что другой человек добился успеха? Купил машину? Хорошо одет? Красивее, воспитаннее, удачливее вас? Как вы относитесь к богатым людям? Почему?

4. Завидуете ли счастью других?

5. Склонны ли вы к критиканству, какова ваша реакция на предложения других людей?

6. Как вы сами реагируете на критику? На то, что вас вдруг не заметили? Не отметили?

7. Сплетничаете ли вы, снижая значимость, ценность другого человека в глазах окружающих?

Болтливость — бич многих из нас. Мы строго судим других, обсуждаем проступки людей и слишком много говорим пустого. Мы относимся к слову, как к неважному делу. «Потрещать» — и слово нам мстит: мы не можем сказать нередко то, что мучительно просится из нашего сердца.

8. Приходилось ли вам жалеть о своей болтливости?

Говорят, что ревность несовместима с любовью. В любви главное — отдавать себя любимому человеку, а в ревности — чувство собственника. Собственность на человека — не страшно ли?

9. Вспомните, как ревность мучила вас. Как оно влияло на ваши отношения с любимым человеком?

10. Есть ли у вас постоянный страх, что вас бросят? Отвергнут? Пренебрегут вами?

Когда мы вспоминаем наш опыт сексуальных отношений, нам нередко бывает особенно больно. Если вы избегали включать этот опыт в рассмотрение чувств вины и обиды, сделайте это сейчас.

11. Составьте список этих отношений. Будьте особенно осторожны в этой части Четвертого шага, в некоторых случаях лучше оставить это только в памяти, не доверяя бумаге.

12. Как зависимость от наркотиков\алкоголя влияла на эти отношения?

13. Заботились ли вы об этом человеке?

14. Было ли у вас чувство униженности? А у нее\него?

15. Что было разрушительно для этих отношений? Есть ли закономерности?

16. Были ли близкие отношения предметом купли\продажи? Осторожно, сохраните конфиденциальность этой информации!

Секс может быть похож на наркотик. Настолько, что часто с прекращением употребления наркотиков зависимый человек с одержимостью ищет сексуальных отношений. И , как в любом употреблении - «утреннее бремя пустоты»…

17. Приходилось ли вам ощущать это? Есть ли оно сейчас?

18. Вы верите в свою способность любить?

Похоть отличается от сексуального желания. Тогда вся наша человеческая сущность съеживается до единственной похоти, она низводит человека до уровня животного. «Иметь» заменяет «быть».

19. Вспомните случаи из своей жизни, когда вами руководила похоть (блуд). Почему вы отмечаете именно эти поступки?

20. Бывают ли у вас грязные мысли? Как вы относитесь к грязным анекдотам, сплетням, порно? А когда тем же занимаются другие? Ваш близкий человек?

21. Способны ли вы к воздержанию в близких отношениях, если оно нужно? К сексуальной верности?

22.Были ли вы неверны близкому человеку? Ваши чувства в связи с этим? (Осторожно, конфиденциальность!)

23. Разрушали ли вы ради удовлетворения своего желания другие близкие отношения, любовь или семью других людей (прелюбодеяние, измена)?

Секс в хорошей жизни связывается с рождением детей. Отказ от рождения детей, особенно если ребенок уже зачат, для верующего человека означает отказ от воли Бога, который благословляет семью ребенком. Как страшно думать об абортах… Мы не знали, не верили, не хотели видеть и принимать этого очевидного факта, что малыш уже живет. Нередко врачи и близкие предлагали нам избавиться от ребенка, мотивируя это тем, что «не вовремя», «неизвестно, кто родится после употребления», говорили о «планировании» семьи… что это еще «не человек»…. И все это, к ужасу нашему, была только ложь и отговорки.

24. Были ли аборты в вашей жизни? Это касается обоих: оба, как правило, участвуют в принятии решения. Что вы думаете об нерожденных вами детях? Что с ними сейчас?

Отдельная больная тема — опыт гомосексуальных отношений. Тема вызывает очень много эмоций: гнев, отторжение, нередко демонстративное, — или «демократическая» поддержка: «А что? Это твой выбор!». Это, к сожалению, почти не выбор. Это боль и страсть, поглощающая человека так же, как наркомания, и вызывающая такие же чувства у окружающих. Я думаю, что это беда. Но в ней, как и в наркомании, нельзя сказать человеку: забудь и живи как все. Человек уже другой, и для него жить как все — очень трудно.

25. Если у вас были гомосексуальные отношения, что вы чувствуете по этому поводу? Как вы нравственно оцениваете этот опыт? Что вы собираетесь делать с ним дальше? (Осторожно, конфиденциальность!)

 

Косность (инертность); Нерешительность; Упрямство; Лень; Невежество и хамство

 

В активной зависимости интерес к жизни пропадает вообще, и ничто уже не может нас привлечь. Но когда начинается выздоровление, возвраты прежнего ленивого существования связаны с тем, что зависимость сопротивляется выздоровлению. Я знаю, что надо делать, но у меня не хватает духу, нет готовности совершить эти действия. Что-то во мне не хочет идти вперед, хочет остаться там, где я есть сейчас, и я знаю, что это — моя зависимость. Недаром готовность к действиям — одна из трех основ выздоровления вместе с честностью и открытостью, как об этом написано в книге «Анонимные Наркоманы».

1. Как вы выполняете дела: поскорее, небрежно — или так, чтобы получилось хорошо?

2. Часто ли вы откладываете дела «на потом»?

3. Какие усилия вы сегодня прилагаете, чтобы ваша жизнь стала лучше: в материальном плане, на эмоциональном уровне, на духовном уровне?

4. Вам нравится ваша работа? У вас нет работы? Почему?

5. Какие ваши любимые отговорки, чтобы не действовать?

Как и многие другие страсти — гнев, зависть, похоть, — лень преодолевается так: «Все, встаю!». До начала действия оно кажется неодолимым, но стоит начать — само получается. Как будто испугавшись нашей решимости, сопротивление зависимости отступает — пока. Пока мы не разрешим себе полениться опять. Самый обычный пример — зарядка по утрам: если сегодня полениться, завтра будет втрое трудней. Но ведь трудом, упражнением достигается и духовная жизнь — молитва, жизнь по правде, жизнь в любви. Это возможно только в Третьем шаге: «Я начну, как могу, а Ты, Господи, заверши это, как Ты хочешь!»

6. Обычно вы поддаетесь лени — или противостоите ей? Считаете ли вы ее безвредной, простительной? Почему?

В истории России воинствующе невежество и хамство были и, к несчастью, теперь остаются знаменем, под которое приходят все новые и новые люди. «Интеллигент в шляпе» как ругательство, «мы университетов не кончали» как орден на груди воинствующего невежды, может быть, уже и в прошлом. Но как много людей, которые не учатся — и не хотят учиться! Не видят смысла…. Знание бывает разным, и цели разные, но отказ от знания создает Шариковых (М. Булгаков, «Собачье сердце»).

7. Вам нравится учиться в какой бы то ни было форме, узнавать что-то новое?

Хамство — это ужасное свойство человека забывать, что он находится на некой ступени лестницы, на которой вовсе не «все равны», а все различны, и есть люди старше, умнее, воспитаннее, образованнее и просто лучше тебя. Их нужно слушать и учиться у них. Их ранг выше, чем у меня — и ответственность, в том числе и за меня, больше. Без таких отношений вместо правильной структуры образуется толпа — страшная и безобразная. Хамство — это мать пошлости и низости.

8. Приведите примеры того, как невежество и хамство побеждали вас. Что в вас от Шарикова?

Вы проработали свой очень важный жизненный опыт, и эта работа показала, в чем главные трудности вашего выздоровления, или, что то же самое, в чем ваши ошибки. Это не случайные промахи, а ошибки, коренящиеся в вашей личности, вновь и вновь повторяемые.

Ошибки — своего рода болезни нашей души. Способ выздоровления от них все тот же: сами мы справиться с ними не в состоянии (но уже, может быть, хотим), и нам нужна помощь. Мы найдем ее у той же Силы, более могущественной, чем мы сами; у Бога, как мы Его понимаем. Если вы считаете исследование себя и своей жизни в основных чертах завершенным, переходите к Пятому шагу программы.

___________________

[1] Некоторые говорят, что «гордость» - это хорошее свойство, а «гордыня» - плохое. Непонятно, почему перевод на славянский язык меняет оценку... Я думаю, нужно говорить о гордости, как о недостатке и грехе, а о достоинстве человека - как о несомненно положительном его качестве. Прежде всего, потому, что гордый человек всегда горд перед кем-то еще, в сравнении себя с другими; а достоинство – оно не зависит от того, какие люди вокруг. Еще: гордого человека могут унизить, что он очень болезненно переживает, а достоинство человек может только сам потерять.