Первый шаг

Мы признали, что бессильны перед зависимостью, что наша жизнь стала неуправляемой.


1 занятие

1. Неуправляемость

Это зло, которое приносит в Вашу жизнь и жизнь Вашей семьи зависимость от наркотиков, алкоголя, игр близкого. Вы не можете остановить это зло сами. Неуправляемость обычно бросается в глаза.

1) Докажите себе, что в зависимости от алкоголя или наркотиков близкого Ваша жизнь стала неуправляемой. Приведите 10 примеров.

Рассмотрите:

  • Попытки заставить его выздоравливать;
  • Попытки сгладить последствия употребления;
  • Попытки сохранить добрые отношения;
  • Попытки контролировать его выздоровление...
  • ...

Например: Я решила, что смогу ему помочь, объяснить все, только если мы будем в добрых отношениях. Поэтому я решила «не обострять», и когда сын приходил пьяный, просто уходила в свою комнату, а наутро ухаживала за ним. Он был мне благодарен. Я привечала его друзей, и они тоже были рады мне. Но пьянство все усиливалось, напряжение внутри меня росло, и однажды разразился грандиозный скандал. Я кричала, что это невыносимо, а он никак не мог взять в толк, какая муха меня укусила. Когда я сказала, что его друзей я не хочу больше видеть, он в гневе проломил дверь в комнату, и я поняла, что все слишком плохо. Мы перестали общаться.

2) Объясните своими словами, почему так произошло? Избегайте «программных» штампов.

 

2 занятие

2. Бессилие

Это то добро, которое так нужно, так хочется, но его не удается достичь, несмотря ни на какие старания. Обычно мало заметно. Является причиной неуправляемости, и именно в достижение этого добра и нужно прилагать всю помощь, полученную извне (см. потом 2 и 3 шаги). Поэтому так важно его точно сформулировать.

1) На каждый пример неуправляемости из задания к 1-му занятию напишите, с каким бессилием это связано.

Например, я была бессильна удержать добрые отношения с сыном в его пьянстве ценой терпения и попустительства его зависимости. Я поняла, что мне никогда не удастся быть добренькой и одновременно поставить границы его употреблению в нашем доме. Я не могу найти ту грань, за которую мне нельзя заходить в отношениях с ним.

2) Сформулируйте, в чем состоит Ваше личное бессилие.

3) Напишите письмо своему близкому, излагая свое бессилие. Пусть это прозвучит как факт Вашей жизни.

 

3 занятие

3. Принятие бессилия останавливает неуправляемость.

Тогда мы перестаем совершать безумные усилия в попытках достичь того, что мы так хотим: чтобы он выздоравливал, чтобы он работал, чтобы он не развелся с женой, чтобы его не поставили на наркологический учет и пр. Мы перестаем контролировать его зависимость и выздоровление. Что же мы делаем?

1) На каждый из 10 примеров задания из 1-го и 2-го занятия сформулируйте, что означает в нем принятие бессилия? Какие действия для этого надо предпринять?

Например, мне надо понять, что можно в нашем доме – и что нельзя. Какие границы я в состоянии удержать, какие мне подходят, и какие – нет. Я говорила о своей ситуации на группах и с наставницей, и поняла, что я не могу поставить границу на употребление алкоголя в нашем доме: отец ясно сказал, что он будет пить, и это сыну надо научиться жить как все, а не ему как-то меняться. Но я больше никогда не буду давать сыну денег, пока он не выздоравливает, не позволю ему пить с друзьями на кухне и игнорировать меня. Если для этого придется вызвать полицию, я готова. Остальное пока не знаю, но буду искать.

2) Какую помощь вы для этого получили? Как Первый шаг других людей помог Вам? Объясните.

3) Сформулируйте свои правила жизни в семье, найденные с помощью извне.

Что Вы будете делать непременно?

Что Вы не будете делать больше никогда?